Реализация контрактов жизненного цикла позволит повысить качество автодорог

Привлечь бизнес

Югра активно включилась в реализацию национальных проектов. Одна из задач реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» — сокращение погибших на дорогах в результате ДТП. В частности, целевой показатель нацпроекта, которого необходимо достичь к 2025 году, — не более шести погибших на 100 тысяч человек. Президент РФ Владимир Путин ставит цель по достижению нулевой смертности на дорогах. Поэтому властям региона предстоит решить непростую задачу — при повышении качества автодорог добиться максимального снижения аварийности. Одним из способов снижения аварийности на дорогах, по мнению губернатора Югры Натальи Комаровой, является ограничение скоростного режима.

Привлечь бизнес

На одном из заседаний комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при правительстве автономного округа глава региона поручила проинспектировать все дороги региона на предмет качества дорожного полотна для установления максимально разрешенной скорости.

Ужесточить административное наказание за превышение скоростного режима предлагают на федеральном уровне. Идею введения штрафов за превышение скоростного режима на 10 км/час поддержал глава ГИБДД Российской Федерации Михаил Черников. В качестве аргумента он отметил, что превышение максимально разрешенной скорости движения на 1 км/час повышает риск возникновения смертельного ДТП на 3%.

В рамках реализации нацпроекта «Безо­пасные и качественные дороги» регион участвует в трех федеральных проектах — это «Дорожная сеть», «Общесистемные меры по развитию дорожного хозяйства» и «Безопасность дорожного движения». Для реализации региональных проектов установлены достаточно серьезные показатели — это и рост доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативу, и снижение доли автодорог, работающих в режиме перегрузки, и сокращение мест концентрации ДТП.

По словам куратора этих региональных проектов, заместителя губернатора автономного округа Андрея Зобницева, Югра — единственный субъект в Российской Федерации, который в нацпроекте «Безо­пасные и качественные дороги» заявил об участии с тремя агломерациями — Сургутской, Ханты-Мансийской и Нижневартовской. Автономный округ получил беспрецедентное финансирование — почти 40 млрд рублей. Из них 38 млрд рублей предусмотрено на дорожную сеть.

К реализации нацпроекта в нашем округе подключился бизнес. Так, в сферу дорожного строительства инвестировано более 8 млрд рублей, что обеспечило ввод в эксплуатацию 67,1 километра автодорог, в том числе участка автомобильной дороги между поселками Коммунистический — Унъюган протяженностью 45,3 км, приведение в нормативное состояние более 201 километра уже используемых дорог.  

Ввиду своей географической особенности Югра является транзитной территорией, соединяющей и Ямало-Ненецкий автономный округ, и юг Тюменской области. Доля автодорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, составляет 84,79%. Однако качество автодорог не всегда означает их безопасность.

Основное количество ДТП на автомобильных дорогах происходит в результате несоблюдения водителями правил дорожного движения, нарушения скоростного режима, выезда на встречную полосу. На региональных автодорогах наиболее опасным участком является 19-й километр автодороги Сургут — Нижневартовск.

Начальник управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД Российской Федерации по Югре Максим Галушков отметил, что за последние пять лет на территории региона наблюдается снижение количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов на пешеходных переходах, — с 345 случаев в 2013 году до 176 подобных ДТП в 2018 году.

В ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Югры до 2030 года в муниципальных образованиях автономного округа планируется достичь высоких результатов в развитии транспортной инфраструктуры по итогам 2019 года. В частности, доля протяженности автодорог общего пользования и местного значения, соответствующих нормативным требованиям и транспортно-эксплуатационным показателям, должна составить 89,5%, прирост протяженности автодорог по итогам капремонтов — 4,1 км.

Каким же образом можно улучшить ситуацию с безопасностью на автодорогах? Многие эксперты считают, что в целях безопасности дорожного движения окружным властям целесообразно рассмотреть возможность применения более жестких нормативов при проектировании дорог, как это предусматривается на железнодорожном транспорте.

По мнению Андрея Зобницева, еще одним эффективным методом снижения аварийности могут стать расширение и разделение автодорог, а также стационарные комплексы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения в местах концентрации ДТП.

Передвижные комплексы находятся в оперативном управлении казенного учреждения автономного округа «Управление автомобильных дорог». В структуре управления создано подразделение для организации работы по расстановке передвижных комплексов для контроля скорости движения автотранспортных средств на дорогах общего пользования в Югре. Выявленные правонарушения обрабатывают сотрудники Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре.

Заместитель генерального директора АО «Государственная компания «Северавтодор» по эксплуатации автодорог Артур Нюдь предлагает реализовать на территории Югры контракты жизненного цикла (КЖЦ) в рамках адресно-инвестиционной программы.

Суть проекта заключается в следующем. Компания «Северавтодор» выступает как инвестор и на основании договора с муниципалитетом разрабатывает проект по строительству автодороги. После реализации проекта компания содержит эту автодорогу в течение определенного времени — от трех до шести лет за счет средств заказчика.

Подобный проект финансовой емкостью 1 млрд рублей уже реализован в Кондинском районе. Один из объектов при строительстве участка подъездной автодороги к пгт. Мортка в ходе реализации проекта был сдан в эксплуатацию в сентябре прошлого года. В настоящее время в рамках контракта жизненного цикла реализуются два проекта: в Нижневартовске и в Сургутском районе совместно с компанией «Сибпромстрой».

Департамент дорожного хозяйства Югры уже предъявляет особые требования к ремонтной технике, например, асфальто­укладчикам, которые должны быть оснащены системой 3D-нивелирования. В связи с этим департамент предложил при ремонте дорог в Сургутском районе широко применять новые инновации и технологии, в частности, холодный ресайклинг и горячую регенерацию асфальто-бетонной смеси по немецкой технологии.

Еще одна технология, применяемая компанией «Северавтодор», позволяет сохранить горизонтальную дорожную разметку в суровых климатических условиях на протяжении одного года. Нанесение дорожной разметки термопластиком гарантирует ее сохранность на длительный период времени. Данная технология апробирована на первом и втором пусковых комплексах автодороги Сургут — Лянтор и подтвердила свою эффективность. Новая технология, освоенная компанией, позволяет производить данные работы и при минусовой температуре, ведь впереди комплекса по нанесению дорожной разметки двигается турбореактивная сушильная машина. Мини-реактор, представляющий собой почти турбину самолета, высушивает покрытие дорожного полотна для разметочной машины.

Важная составляющая нацпроекта — инвентаризация автодорог. В этом направлении Югра может воспользоваться опытом других регионов по аэрофотосъемке дорожного полотна. Данная технология, например, с успехом апробировалась в Самарской и Владимирской областях при реализации пилотного проекта по инвентаризации автодорог. Специалисты, производящие аэрофотосъемку, выявляют повреждения, а также дают экспертную оценку общего состояния дорожного покрытия и его состояния на каждом километре обследуемого участка автодорог. Современная техника может определять повреждения с точностью до двух сантиметров. Полученные данные позволяют сделать прогноз, какие участки необходимо ремонтировать или контролировать в плане безопасности дорожного движения.

Не менее важная проблема, которая требует решения, связана с перегруженностью дорог в Югре. Действующий мост через реку Обь работает в режиме перегрузки — зафиксировано превышение трафика в 3,5 раза. Правительство автономного округа планирует объявить конкурс и заключить контракт на проектирование второго моста через Обь в Сургутском районе до конца текущего года. Мост будет состоять из четырех мостовых переходов и подъездов к ним, протяженностью свыше 50 км автодорог.

Строительство, в том числе дорожное, является драйвером для развития всех смежных отраслей, поэтому данной сфере экономики нужно уделять особое внимание. Необходимо на практике применять предложения экспертов, которые приведут к улучшению ситуации во всех отраслях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру