Как в Югре помогают детям без родителей

Понять взрослую жизнь

О детях любят говорить — они наше будущее, порой забывая о том, что, прежде всего, подрастающее поколение — наше настоящее. Что делают в Югре для того, чтобы уделить подросткам и молодым людям старше 18-ти, оставшимся без родительской заботы, как можно больше внимания и помочь им адаптироваться в большом мире?

Понять взрослую жизнь
admhmao.ru

Каждому подростку нужен друг

Хантымансийцу Андрею Шаламову вовсе не все равно, какое будущее будет у молодых людей, выросших в детском доме. Он — директор Центра развития молодежи и поддержки добровольчества «Свои люди». Год назад он стал инициатором проекта «Мост в будущее. Наставники» и на грант губернатора смог начать реализовывать свою идею. Андрей помогает выпускникам на правах старшего товарища, вместе с соратниками учит, как избежать подводных камней взрослой жизни.

— Это добровольческая программа долгосрочного наставничества для детей-сирот, выпускников детских домов и приемных семей, а также молодых людей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. В 2020 году проект получил поддержку правительства автономного округа, нам предоставили грант губернатора Югры. Хочу сделать проект масштабным, чтобы появилась региональная сеть наставников и в программе одновременно участвовали бы сто пар «наставник — подшефный». Пока мы работаем с ребятами 18+, сейчас планируем вовлекать в программу ребят помладше — в возрасте 14+. Цель нашего проекта — социализация и благополучная адаптация подрастающего поколения во взрослой жизни, — рассказывает Андрей Шаламов.

Как показывает практика, не всегда молодые люди при выпуске из детского дома или приемной семьи готовы к взрослой жизни. Часто у них нет простейших социальных навыков. Например, они не знают, как и где заплатить за квартиру, получить льготу на оплату коммунальных платежей, трудоустроиться, какие документы необходимы при поступлении в вуз и так далее. Конечно, таким молодым людям помогают государственные органы, но не все ребята хотят туда обращаться.

— В этой ситуации неоценима поддержка наставника, старшего товарища, который готов делиться своим жизненным опытом и знаниями, быть другом и проводником во взрослой жизни. А для ребят помладше важно, чтобы в жизни был значимый старший, который принимает ребенка таким, какой он есть, интересуется его делами и учебой, проявляет эмоциональное участие. Необходимо, чтобы на выпуске из детского дома у молодого человека был старший, готовый «подхватить» и сопроводить его в начале взрослой жизни, — говорит Андрей Шаламов.

И наставники, и подшефные, вступающие в проект, тесно работают с психологами, проходят множество тестирований. Психологи составляют их психологический портрет, определяют совместимость, и на основе этих данных образуется тандем «наставник — наставляемый». Ежемесячно психолог проекта проводит собеседования с участниками программы, чтобы понять, как идет общение, прослеживает динамику их взаимоотношений.

— По условиям программы у нас преду­смотрены регулярные поддерживающие встречи и общение наставников, совместные мероприятия. Мы договорились, что участие в программе рассчитано на один год. Через год обсудим результаты, и если участники тандема согласны, то продлим проект. Приглашаем наставляемых подняться на новый уровень и стать наставником. Несколько приемных семей тоже высказали желание участвовать в программе. Мы в начале большого пути, — продолжает Андрей Шаламов.

Не рядом, но вместе

Юлия Курилова, куратор проекта «Наставники не рядом, а вместе!», преподаватель школы приемных родителей, психолог Ханты-Мансийского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, рассказала:

— В нашем проекте 14 подопечных, шесть участников окончили колледж, получили профессии (делопроизводителя, повара, мастера общестроительных работ, оператора ЭВМ, оператора транспортного терминала, преподавателя музыки), трудоустроились. Из них два участника продолжают обучение в вузах, два участника учатся в колледже, две девушки прошли краткосрочные обучающие курсы (мастера маникюра, парикмахера), три человека создали семьи, воспитывают детей, работают.

Психолог Няганского центра социальной помощи семье и детям Светлана Шулятьева — тренер, координатор федеральной опорной площадки по инновационной технологии подготовки и сопровождения замещающих семей организации дополнительного профессионального образования «Институт социальных услуг «Вектор», реализуемой на грант Президента Российской Федерации, активный участник внедрения в автономном округе проекта «Конструктор социальных практик. Улучшение качества жизни детей в замещающих семьях».

— В судьбе приемных детей важную роль играет жизненный пример замещающих родителей. Поэтому так важно их учить, — считает она. — В рамках апробации технологии индивидуализации подготовки и сопровождения замещающих семей прошли подготовку 63 замещающих родителя для 71 подопечного ребенка, возвраты детей из замещающих семей отсутствуют. Технология индивидуализации работы с замещающими семьями апробирована в Березовском, Кондинском, Октябрьском районах, Нягани, Урае.

Светлана предложила тиражировать технологии во всех муниципальных образованиях автономного округа.

Тиражировать югорский опыт

На прошлой неделе губернатор Югры Наталья Комарова провела онлайн-встречу с теми, кто помогает молодым людям в адаптации к взрослой жизни, и с выпускниками, которые уже какое-то время живут самостоятельно.

— Считаю важным, чтобы в автономном округе увеличилось число компетентных наставников для детей и молодежи, попавших в трудную жизненную ситуацию, — сказала Наталья Комарова.

Говоря о югорском опыте устройства сирот в семьи, глава региона отметила, что почти 99,6% детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в семьях. Это 7786 человек. А если учитывать тот факт, что в социальных учреждениях Югры на сегодняшний момент воспитывается только 30 детей, то достижение явное. Успехи региона в этом вопросе высоко оценил председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, член совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Александр Спивак.

— Число приемных семей и воспитывающихся в них детей за последние пять лет увеличилось более чем в два раза, — сказала губернатор Наталья Комарова. — Автономный округ входит в пятерку регионов — лидеров в стране по снижению выявления детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время цель не достигнута, пока хотя бы один ребенок остается без семьи.

Для этого, по мнению главы региона, необходимо тиражировать опыт школы подготовки замещающих родителей в СМИ, социальных сетях, на дискуссионных площадках.

По итогам 2019 года и девяти месяцев 2020 года наметилась положительная динамика сокращения выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, — за 2019 год выявлено таких детей на 20% меньше, чем за 2018-й; за первое полугодие 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года выявлено на 23% меньше детей указанной категории.

Теперь у меня есть дом

Юлия Панкратова из Пыть-Яха воспитывалась в семье опекуна вместе со своими родными младшими сестрами — Татьяной и Вероникой. По окончании университета Юлия хочет вернуться в Пыть-Ях и работать.

— Я занималась в коллективе эстрадного танца «Детство», была лауреатом всероссийских танцевальных конкурсов, — рассказала она о своих достижениях.

Юля окончила школу с золотой медалью, сейчас учится в Уральском государственном юридическом университете, занимается спортом. В конце прошлого года она получила однокомнатную квартиру в родном городе.

— Теперь у меня есть дом, куда мне нравится приезжать, — заметила Юлия.

Инна Иванова окончила Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж по специальности «Делопроизводитель», трудоустраивается по профессии.

— Хотя мое участие в проекте уже завершилось, мы поддерживаем добрые отношения с моим наставником Всеволодом Станиславовичем Кольцовым, — сообщила она. — Я ему очень благодарна за поддержку, за советы, это очень полезно и интересно.

Воспитанница приемной семьи Дины и Кенжетая Мусабаевых из Нягани Инна Пяк окончила Алапаевский медицинский колледж, работает медсестрой в Няганской городской поликлинике. В прошлом году вышла замуж.

— Мой муж является опекуном своих младших сестры и брата, — рассказала она. — Пример моих приемных родителей, их дружной семьи помогает мне строить отношения в своей семье.

Даниил Горелов учится в политехническом колледже в Радужном, его воспитывала бабушка.

— Занимаюсь спортом, участвовал в окружных соревнованиях, хочу стать чемпионом в Паралимпийских играх, — поделился он сокровенной мечтой.

Муроджон и Дилноза Акрамовы — выпускники приемной семьи Елены и Евгения Голубевых из Урая. В 2019 году Муроджон окончил Урайский политехнический колледж по специальности «Техник-механик». Был в армии, а сейчас заочно учится в ЮГУ. Он — лауреат премии губернатора Югры в сфере общественной деятельности, неоднократный победитель грантовых конкурсов и проектов молодежи Уральского федерального округа и Югры. В настоящее время трудоустраивается в Урайское управление магистральных нефтепроводов.

Его сестра Дилноза — студентка колледжа в Урае, будет воспитателем. Девушка является кандидатом в мастера спорта по спортивной акробатике, членом урайского волонтерского объединения «Молодежная правовая лига», участницей конкурсов «Студент года Югры».

— Мы с сестрой получили квартиры! — сообщил радостную весть Муроджон и поблагодарил своих приемных родителей за то, что они стали им надежной опорой.

Воспитанник приемной семьи Светланы и Алексея Ивановых Данила Козин из Октябрьского района — учащийся 11-го класса, участник школьных соревнований, волонтер.

— После школы хочу поступить в Югорский государственный университет на факультет физической культуры и спорта, — рассказал Данила о своих планах.

Мама 25 детей

Приемная мама Милана Валькова в этой «должности» с 1991 года, она принимает на воспитание в свою семью подростков со сложной судьбой. Ее подопечные получают образование (высшее — два человека, среднее специальное — пятеро воспитанников), работают, создают семьи и растят детей. Милана воспитала 25 приемных детей, теперь помогает им с внуками. Она — активный участник школы подготовки будущих опекунов и приемных родителей.

— Сертификат на получение социально-психологической помощи замещающими семьями позволит самостоятельно выбирать психолога, с которым сложились доверительные отношения при прохождении школы приемного родителя, — сказала Милана Валькова.