Как в Югре реализуется нацпроект «Образование»

Наставничество и цифровизация

Вопросы реализации национального проекта «Образование» обсудила губернатор Югры Наталья Комарова с молодыми учителями Пыть-Яха в ходе рабочего визита в муниципалитет. Встреча проходила в формате круглого стола на тему «От успехов каждого — к достижениям страны». Участники говорили о насущных проблемах образовательной сферы: о внедрении цифровых технологий в образовательный процесс, подготовке молодых специалистов, воспитательной функции школы и т. д.

Наставничество и цифровизация
admhmao.ru

Наставничество — важное направление, которое играет одну из ведущих ролей в реализации нацпроекта «Образование». Педагоги Пыть-Яха рассказали, как организован этот процесс в школах города, как бывшие ученики, получив диплом, приходят в родные школы в качестве молодых специалистов и получают всестороннюю помощь старших коллег, а затем сами становятся наставниками для новых педагогических кадров. В системе образования Пыть-Яха на постоянной основе действуют 32 наставника. Кроме того, у учителей города хорошим стимулом к самосовершенствованию являются ежегодные «Недели молодого педагога», конференции по обмену опытом, профессиональные конкурсы. В муниципалитете планируется запустить Школу наставников, в программе которой будут тренинги, практикумы, дискуссии.

Серьезным вызовом и для учителей, и для учащихся Югры стали пандемия коронавируса и режим самоизоляции.

— Онлайн-уроки я начала проводить в период пандемии, — рассказала учитель начальных классов Татьяна Веснина. — Несмотря на мою осведомленность в новых образовательных технологиях, было сложно и страшно, пришлось столкнуться со многими трудностями, осваивать новые программы. Исходя из приобретенного опыта, к настоящему времени у меня уже сформировалось свое видение того, что в моей работе стоит осуществлять очно, а что — онлайн, я эффективно комбинирую эти формы. В очном режиме для детей с разным уровнем подготовки я организую дифференцированную работу, а в онлайн-формате ребенок может выбирать уровень сложности задания и время его выполнения. Получая выполненные задания, я вижу проблемы учеников и далее работаю с ними индивидуально. В работе я использовала платформы «Учи.Ру» и Zoom. Помню, когда наблюдался большой поток пользователей, это вызывало проблемы, поэтому мое предложение — обратиться в Министерство образования РФ, чтобы расширили рекомендательный список онлайн-платформ для удобства учителей и учащихся.

Губернатор Югры Наталья Комарова согласилась с мнением молодого педагога, что грамотная комбинация онлайн— и офлайн-методов может дать наилучший результат в обучении, но не следует пренебрегать гигиеническими требованиями относительно работы детей за компьютерами. Также она отметила, что внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс может повысить готовность учителей, учащихся и их родителей к организации обучения в актированные дни или в условиях самоизоляции.

Комментируя предложение Татьяны Весниной, глава региона упомянула о работе над цифровой образовательной платформой Югры («ГИС Образование Югры»). Эта система обеспечивает реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, позволяющих ученику выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию. В Югре ее начали разрабатывать задолго до пандемии, не дожидаясь федеральных решений и опережая многие другие российские регионы. Подробнее о работе над платформой рассказал директор департамента образования и молодежной политики Югры Алексей Дренин:

— Цифровая образовательная платформа Югры работает в тестовом режиме, к сервису уже подключились несколько десятков югорских школ. Сейчас в платформу вносятся улучшения. Что касается образовательного контента, который размещается на этой платформе, желающих стать его поставщиками много. Они проходят очень жесткий отбор на межведомственной комиссии, в которую входят представители департамента образования и молодежной политики Югры и окружного департамента информационных технологий. Контент оценивается на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту.

— Возможно, продукт наших молодых талантливых разработчиков станет весомым вкладом в реализацию нацпроекта «Образование», и югорские цифровые решения смогут быть масштабированы на федеральном уровне. Важно, чтобы платформа «ГИС Образование Югры» отличалась высокой надежностью, — акцентировала внимание участников мероприятия Наталья Комарова.

Следует отметить, что югорский опыт цифровизации востребован на Урале. О внедрении сквозных цифровых технологий в ключевых отраслях экономики и социальной сферы региона шла речь на недавнем совещании по вопросам реализации в субъектах Уральского федерального округа национальной программы «Цифровая экономика» и проектов, направленных на цифровую трансформацию государственного и муниципального управления.

Цифровая образовательная платформа «ГИС Образование Югры» позволяет педагогам, родителям и ученикам взаимодействовать в режиме онлайн, отслеживать успеваемость детей. К концу года она будет синхронизирована с информационными системами здравоохранения. В 2021 году в нее встроят системы автоматизации школьного питания, сопровождения детей, находящихся в сложных социальных условиях, организации летнего отдыха детей, личный кабинет родителя.

С 2019 года в Югре реализуется региональный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении». За два года создано 2787 автоматизированных рабочих мест для медицинских организаций. К действующей региональной медицинской системе «Удаленное консультирование» подключена 91 из 95 медицинских организаций. В 2020 году проведено более 17 тысяч телемедицинских консультаций.

— Югра готова подготовить разработанные цифровые сервисы и продукты для тиражирования в других регионах Урала, — заверила губернатор Югры Наталья Комарова, представляя коллегам югорские разработки.

Надбавка учителям

Более 9,7 тысячи педагогов Югры начали получать выплаты за классное руководство. На эти цели в 2020 году выделены средства федерального бюджета в объеме 522,2 млн рублей. Речь идет о дополнительной ежемесячной денежной выплате за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, утвержденной по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ее размер составляет 5 тыс. рублей, а вместе с северным и районным коэффициентами достигает 10 тыс. рублей. При этом у классных руководителей сохраняются уже имеющиеся доплаты.

Еда в порядке

С началом учебного года во всех муниципальных образованиях автономного округа прошли проверки по организации горячего питания школьников. Рейды не выявили нарушений.

— Школьное питание в Югре соответствует требованиям Роспотребнадзора. При составлении школьного меню учитывалось то, что пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности детского организма, быть качественными и безопасными для здоровья детей, — заявил директор департамента образования и молодежной политики Югры Алексей Дренин.

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре разработано и действует типовое двухнедельное меню с несколькими вариантами блюд, составленное с учетом мнения родителей. С 1 сентября во всех общеобразовательных организациях Югры обеспечено одноразовое бесплатное горячее питание для учеников начальной школы. Дети-сироты, а также оставшиеся без попечения родителей, из многодетных, малоимущих семей, с ограниченными возможностями здоровья обеспечены двухразовым горячим питанием. Его стоимость за счет средств бюджета округа составляет 136 рублей в день при самостоятельной организации питания и 258,4 рубля в случае организации питания привлеченными предприятиями. Ученикам с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, обучение которых организовано на дому, предоставляется компенсация за двухразовое питание. В окружном департаменте образования и молодежной политики ежедневно работает телефонная горячая линия по вопросам школьного общепита.