Как регион «прокачивает» туристическую отрасль

вглядись в Югру

Югра — это не только снег, биатлон и нефть. Пожить несколько дней в идеальной тишине среди многовековых кедров, сходить в поход, прокатиться на лошади, увидеть снежные вершины высоченных гор, насладиться чистым воздухом, хрустальной водой горных рек, порыбачить, приготовить ароматные шашлыки, покататься на лыжах или оленьих упряжках — это ли не мечта? Наш корреспондент узнал, как обстоят дела в регионе со сферой гостеприимства, как туризм выживает в период пандемических ограничений.

вглядись в Югру
Музей села Казым. Фото Екатерины Васильевой.

Школа сервиса. Что это?

Дефицит кадров в сфере гостеприимства — сейчас одна из основных проблем не только в регионе, но и в России в целом. В Югре не стали терять времени — в период спада туристического потока из-за коронавируса решили «прокачать» знания специалистов этого направления. Гостиничный комплекс «Югорская долина» и Фонд развития Югры организовали обучающие курсы.

— Наш новый проект рассчитан на специалистов первой линии — официантов, горничных, администраторов и менеджеров по продажам. Наш гостиничный комплекс, как и наши партнеры, столкнулся с проблемой нехватки кадров, текучести персонала, и мы пришли к решению создать школу сервиса. Это в первую очередь система качественного подбора персонала, обучения, адаптации на рабочем месте, — рассказала управляющая гостиничным комплексом «Югорская долина» Екатерина Горбунова.

Планируется, что специалисты познакомят курсантов со стандартами сервиса, принципами клиентоориентированного подхода, сформируют навыки общения в нестандартных и конфликтных ситуациях, обучат техникам продаж. Программы нацелены как на уже работающих в сфере туризма специалистов, так и на тех, кто только собирается попробовать себя в сфере обслуживания.

— Думаю, те, кто пройдет обучение в школе сервиса, обретет возможность больше зарабатывать, сохранять и развивать свой профессионализм. Прием заявок на зачисление в первый поток — с 14 октября до 1 ноября. Первый поток будет обучаться бесплатно, все занятия проходят офлайн, группы будут небольшими в целях эпидемиологической безопасности. Мы предлагаем предпринимателям, работающим в этом направлении, поднять свой уровень и качество сервиса. Потому что сейчас сервис — это ключевое преимущество на рынке, который переполнен предложениями. И мы как раз предлагаем бизнесу и предпринимателям вернуться после карантинного периода обновленными, — считает управляющая школой сервиса Евгения Вторушина.

Как говорят специалисты сферы гостеприимства, основная проблема некачественного сервиса — это страх персонала. Особенно если работают молодые люди, без опыта и знаний.

— Они боятся показаться смешными и глупыми, и нужно преодолеть это чувство, которое потом выливается в молчание, нежелание общаться, смотреть в глаза, общение тихим невнятным голосом. Для устранения страха мы разработали практические кейсы, где проигрываем конкретные ситуации, то есть необходима практика, практика и еще раз практика. Мы учим работника чувствовать себя свободно, избавляться от паники во взгляде и концентрировать внимание не на себе, а на госте, — рассказала Екатерина Горбунова.

О гречке с лосятиной

Как утверждают специалисты сферы туризма, которые почти все лето просидели без работы, сейчас появился некий сдвиг.

— Те регионы, которые традиционно принимали туристов — Краснодарский край, Крым, — очень сильно завысили цены на традиционные новогодние праздники. Поэтому россияне начали проявлять активный интерес именно к нашему региону, — сообщила организатор индивидуальных туров Татьяна Алферова. — Многие туроператоры сейчас обратили свои взоры на нас и запрашивают стоимость туров, потому что видят, насколько высоки цены в прежде популярных для отдыха регионах. У нас есть шанс поднять продажи и встряхнуть отрасль.

По словам Татьяны Алферовой, особой популярностью стал пользоваться гастротуризм. Для многих жителей мегаполисов, избалованных цивилизацией, бизнес-ланчами в ресторанах, сибирские деликатесы — муксун или нельма, запеченная в фольге на костре, свежая уха из только что пойманной рыбы, сваренная в котелке на природе, — это самая что ни на есть экзотика. У нас в регионе изобилие всевозможных грибов, ягод, рыбы. Многим крайне интересно не просто все это попробовать, но и принять участие в «добыче» еды, ее приготовлении. Кухня народов ханты и манси необычайна сама по себе. Только здесь можно отведать кэврэмтэм ньяви — вареное мясо и колбасу из оленины. Как, собственно, и один из лучших рыбных деликатесов — сибирскую рыбку тугун, которая обитает только в бассейне реки Северная Сосьва.

— Буквально недавно сургутяне удивили меня новым сочетанием — гречки и лосятины, — рассказала Татьяна Алферова. — Это был взрыв вкуса.

Надо отметить, что туры с дегустацией национальных блюд уже организуются в Нижневартовском, Ханты-Мансийском, Сургутском, Березовском, Октябрьском, Кондинском районах округа. При этом туристы проживают в национальных стойбищах, знакомясь с бытом коренных малочисленных народов Севера.

Реки и водоемы автономного округа — рай для рыболовов-любителей и спортсменов. В Югре ловятся многие виды рыб: хариус, окунь, язь, нельма, муксун, сырок, карась, налим, окунь, пелядь, плотва, ерш. Многие рыболовы приезжают за щукой, вес которой достигает 20 кг. Один из вариантов отдыха — трофейная рыбалка на брандвахте: вышел на палубу, закинул удочку, поймал окуня, случается, что огромного, а если вдруг захотелось особенно крупного улова — водные просторы вокруг ничем не ограничены, сел в моторку и полетел в поисках рыбы мечты.

Югорчанка стала «мастером гостеприимства»

Одним из самых загадочных и малодоступных мест в регионе считается Приполярный Урал. Как говорят те, кто хоть раз там побывал, туда хочется возвращаться снова и снова. Приполярный Урал — настоящая горная страна. Здесь кристально чистые воды рек, ручьев, озер и водопадов, оленьи тропы и, конечно, это самый высокий участок Уральских гор. Хребет Приполярного Урала — прекрасная локация для любителей активного отдыха, экстремальных видов спорта. Это сплавы по рекам, экспедиции на квадроциклах, пешие походы, зимой — катание на снегоходах.

Кстати, буквально несколько дней назад жительница Ханты-Мансийска Лариса Поршунова стала финалисткой Всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства», который был организован президентской платформой «Россия — страна возможностей» и Общенацио­нальным союзом индустрии гостеприимства. Ее проект «Ледяное сердце Урала» вышел в финал конкурса, 28 октября девушка поедет на его презентацию.

— Наш проект помогает защищать интересы коренных народов Севера. Изменение климата влияет на исчезновение ледников, а это, в свою очередь, оставляет без традиционных промыслов коренные народности. Мы хотим предложить им другую занятость, в том числе с помощью включения в туриндустрию, — говорит Лариса Поршунова.

Она работает в музее Природы и Человека и уже не один год изучает с коллегами ледники Приполярного Урала, а также они формируют туристические маршруты. По результатам недавней поездки родился проект «Хрустального тура». Эту программу уже предлагают туркомпаниям.

Про краснокнижную арнику

Природа Приполярного Урала настолько уникальна, что ученые, которые регулярно ездят в научные экспедиции в эти края, с завидной регулярностью удивляют общественность и самих себя, в том числе. Например, в этом году ботаникам попалось очень редкое растение — арника Ильина.

— Мы очень рады своей находке. Это растение было отмечено на территории нашего округа всего один раз — в 1966 году. Его гербарий хранится в Екатеринбурге, в Институте экологии растений и животных. И эта встреча сделала нашу экспедицию очень полезной и радостной. Нам удалось убедиться, что этот вид у нас еще встречается, — рассказала заведующая отделением природы Ханты-Мансийского музея Природы и Человека Юлия Скучас.

Ботаники, кстати, опасаются каких-либо необратимых изменений в природе при соприкосновении с человеком.

— Особенно это касается развития туристических маршрутов. Горные сообщества очень хрупкие, и Приполярный Урал не исключение. Нужно помнить, что, прежде чем показать людям какую-то красоту природы, нужно максимально обезопасить эту самую природу, чтобы мы были не последними людьми, которые увидели ее первозданной, — считает Юлия Скучас.

Говорить о туризме и не упомянуть об археологических и палеонтологических находках, которые то и дело появляются в регионе, было бы неправильно. В этом году в Березовском районе на реке Манья было найдено довольно большое скопление костей мамонта и животных мамонтовой фауны. Кроме того, важной находкой стали и обнаруженные следы присутствия древнейшего человека в этих местах.

— Теперь появилась вторая точка древнейшего свидетельства присутствия человека на территории Югры, она важна не только с палеонтологической, но и археологической точки зрения. До этого была известна только одна стоянка подобного периода — местонахождение Луговское вблизи Ханты-Мансийска, уже довольно изученное место. Местонахождение Комудваны стало самым северным подобным памятником в Западной Сибири, — рассказывает заведующий отделом палеонтологии музея Природы и Человека Антон Резвый.

А это еще несколько мест, куда наверняка захочет приехать турист.

Портрет типичного туриста

В этом году в регионе провели исследовательскую работу — изучили обобщенный портрет югорских туристов, совокупность пожеланий и интересов, характерных для типичного туриста, проанализировали привлекательные для него турпродукты. В итоге родилась платформа Visit Ugra.

— Платформа Visit Ugra не станет той волшебной палочкой, которая будет привлекать туриста, но там будет аккумулировано все — от гостиниц до вариантов развлечений. С ее помощью можно будет узнать о достопримечательностях региона, купить билеты в музей, сформировать свой собственный уникальный маршрут, — прокомментировала разработку руководитель Центра компетенций в сфере развития туризма Фонда развития Югры Владислава Вишневская. — Наша цель — развеять мифы, что здесь холодно и далеко. Югру знают, но почему-то боятся. Мы хотим разрушить эти стереотипы и донести до потенциальных туристов, что регион ближе, чем они думают, и у нас не так дорого, как они себе представляют. Кстати, во время пандемии работники отрасли стали активно работать в социальных сетях, и это дает свои результаты.

Сегодня типичный портрет югорского туриста примерно таков. Это человек, который приезжает на территорию региона не более чем на 14 дней, его возраст — от 27 до 45 лет, он зарабатывает от 27 до 90 тыс. рублей в месяц. 40% туристов находятся в округе от 5 до 14 суток, 60% — деловые туристы, которые приезжают на один-два дня. Муниципалитеты — лидеры по количеству туристов: Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Нефте­юганск и Урай.

Сразу хочется отметить, что Югра не так далека от центра России, как кажется. В регионе десять аэропортов, четыре из которых — международные. Есть прямое авиасообщение с Санкт-Петербургом, Москвой, Екатеринбургом, Тюменью. Время в пути — от одного часа до четырех.

В регионе хорошо развитая туристическая инфраструктура. К услугам гостей 230 гостиниц, 62 базы отдыха, 22 этностойбища, которые обслуживают туристов, семь санаториев и водолечебниц. Понятно, что сейчас многие заведения не принимают туристов, но это дело времени, пандемия не навсегда, мы научимся с ней жить. Туристический поток в Югру ежегодно растет: в 2019 году в округе побывали 618 тысяч туристов.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру