Проезды и дворы Сургута — в ожидании благоустройства

Очередь на ремонт

Волнующий многих сургутян вопрос ремонта внутриквартальных проездов и дворов в 2020 году находится, что называется, «на пике». Повестки совещаний комитетов и заседаний Думы города не обходятся без обсуждения этого острого вопроса. Мы попытались разобраться, в чем же причина долговечности этой злободневной проблемы.

Очередь на ремонт
Фото депутата Думы г. Сургута А. Кучина.

Практически все городские паблики Сургута пестрят жалобами жителей на «убитые» дороги. И речь не о центральных улицах, а про так называемые проезды и дворовые территории. Ямы, постоянные лужи в осенне-весенний период создают большие неудобства как автовладельцам, так и пешеходам. Некоторые участки находятся в таком состоянии, что не пройти по ним и не проехать. Испорченная одежда и обувь, невозможность передвигаться с детской коляской, поврежденные автомобили — фотографии и видео со справедливым негодованием горожан заполонили интернет-пространство. Но проблема кроется вовсе не в нежелании городских властей заниматься ремонтом внутриквартальных проездов.

На ремонт дорог в Сургуте в последние годы выделяются внушительные суммы: часть средств поступает из окружного бюджета, часть денег тратит сам город. И утверждать, что работы по ремонту городских магистралей не ведутся, нельзя: главные дороги, которыми активно пользуются горожане, ремонтируются регулярно. Закрыли, наконец, наболевшую тему — ввели в эксплуатацию долгожданный участок дороги на улице Маяковского, строительство которого велось более четырех лет. Начали строительство большого участка на улице Мелик-Карамова в 25-м микрорайоне. Были отремонтированы значительные участки на улицах 30 лет Победы, Никольской, Югорском тракте, улице Мира. С приходом тепла дорожные работы можно было наблюдать почти во всех районах города. И завершились они только с наступлением холодов.

Зато вопрос с ремонтом дворов и внутриквартальных проездов остается открытым уже несколько лет. И на контрасте с отличными главными городскими транспортными артериями разбитые проезды, проложенные внутри жилых кварталов еще в 80-х годах прошлого века, где ремонт, судя по всему, ни разу не производился, вызывают у налогоплательщиков постоянное чувство огорчения и досады. По словам представителей администрации города, одна из причин такого плачевного состояния проездов — их «ничейность». Из 76 проездов, нуждающихся в ремонте, на кадастровом учете и в собственности муниципалитета находятся всего 14 объектов. За последние два года произведено комплексное межевание микрорайонов города, но процесс постановки на кадастровый учет данных участков может занять еще столько же времени. Пока проезды не принадлежат муниципалитету, производить их ремонт город не может.

Кроме того, ремонт общегородских дорог — в большем приоритете. Преимущество отдается объектам, отвечающим двум критериям. Первый — наличие решений судов об устранении ненормативной колейности, второй — наличие предписаний ГИБДД по приведению в нормативное состояние дорожного полотна. Оба критерия относятся именно к автодорогам, а не к проездам или дворам. Об этом на последнем заседании комитета по городскому хозяйству рассказал директор департамента городского хозяйства администрации Сургута Роман Богач. Он также рассказал о том, что будет делать администрация с проездами, являющимися пока бесхозными:

— Процедура понятная: год они должны «отвисеться», потом мы обращаемся в суд, признаем право муниципальной собственности и ставим проезд себе на баланс. По тем проездам, о которых мы объявили, — их 41 — мы находимся уже в процедуре признания этих проездов бесхозными, следующим этапом будет обращение в суд по истечении года.

А дальше потребуется совместная активная работа депутатов и администрации города для проработки нового перечня по ранжированию объектов дорожного ремонта, который позволил бы включать в приоритетный список и внутриквартальные проезды. Пока администрация может использовать только два аргумента: первый — проезд ведет к школе или детскому саду, второй — в соседних с проездом дворах уже выполнен ремонт.

Еще одна проблема — отсутствие финансирования. Взять на себя нагрузку более чем в 200 млн рублей городу довольно сложно, бюджет на решение дорожных проблем у города составляет порядка 100 млн рублей в год. И он включает абсолютно все дороги города. А значит, требуется привлечение региональных и федеральных средств.

На одном из заседаний Думы города депутат Евгений Барсов предложил для решения данной проблемы перераспределить финансирование с общественных пространств, таких как парки, скверы и набережная, в пользу ремонта внутри­квартальных проездов и дворов. Многие парламентарии идею не поддержали по нескольким причинам.

Во-первых, городская администрация просила сделать акцент в финансировании обустройства общественных пространств по запросам жителей. Сургутяне жаловались, что в городе недостаточно мест, где можно просто прогуляться с семьей, заняться спортом, подышать свежим воздухом. Либо данные общественные пространства нуждаются в ремонте. Например, давно ведется разговор о ремонте дорожек и выделении отдельных участков для велосипедистов в парке «За Саймой». Алексей Кучин, депутат городской Думы, объяснил, почему депутатский корпус поддержал предложение администрации:

— Инициатива была подкреплена появившейся возможностью привлечь в Сургут дополнительные значительные финансовые средства вышестоящего бюджета, конечно, с условием софинансирования городом этих проектов, где доля города была бы реальной, а суммы — посильными нашему бюджету. Другими словами, за относительно небольшие деньги мы реализовываем глобальную задачу, результат которой будет работать на благополучие и комфорт всех жителей города Сургута. Мы поддержали данную инициативу, и, по-моему, это было разумное решение.

Во-вторых, привлечь дополнительное финансирование из федерального и регио­нального бюджетов на ремонт проездов и дворов было в текущем году почти невозможно, но терять из-за этого выделенные на парки и скверы деньги, по словам Алексея Кучина, как минимум неразумно.

Для решения проблемы прозвучали и другие предложения.

— Я предлагаю сделать отдельный перечень, в этом же нормативном акте урегулировать деятельность этой программы и закрепить, что не менее 50 процентов средств местного бюджета ежегодно выделять на ремонт проездов, — выступил с инициативой депутат Думы Сургута Богдан Гужва.

Народные избранники поручили администрации города до конца 2020 года заняться разработкой системы критериев отбора внутриквартальных проездов, которые подлежат первоочередному ремонту. До мая следующего года представители администрации должны представить список проездов, которые будут отремонтированы в 2021 году. Кроме того, данный вопрос парламентарии решили считать приоритетным на будущий год.

По предварительным прогнозам, наиболее вероятно, что в список попадут те проезды, которые уже стоят на кадастровом учете. Это — проезд между улицей Профсоюзов и бульваром Писателей; между улицами Лермонтова, 13, и Чехова, 4/3; между улицами Флегонта Показаньева и Ленина; на улице Просвещения — рядом с домом №33; между улицами Бажова и Ленина; между ЦКиД «Камертон» и улицей Островского, 18; между домом №35 на улице Мира и домом №3 на улице Пушкина; проезд на улицах Мира, 22, и Студенческой, 11/1; между домами №15 и №19 на улице Просвещения. Еще два проезда находятся в поселках Таежный и Лунный. Всего на ремонт данных проездов планируется потратить порядка 76 млн рублей.

Если депутатский корпус и городские чиновники смогут воплотить все задуманное в жизнь, возможно, в следующем году удастся оперативно поставить на кадастровый учет оставшиеся проезды. Когда это произойдет, можно подумать о том, как привлечь необходимые средства из регионального и федерального бюджетов. И тогда ремонт проблемных территорий не растянется на много лет. Проблема взята органами власти на контроль, а следовательно, сургутяне не останутся с ней один на один и увидят результаты разрешения этой насущной проблемы в ближайшие годы.