Наталья Комарова провела прямой эфир на тему «Услуги ЖКХ: качество и стоимость»

Сколько стоит комфорт

Все мы хотим, чтобы в наших квартирах всегда было тепло и светло, во дворе — уютно и чисто, и главное, чтобы за этот комфорт приходилось платить не слишком дорого. Вопросы качества и стоимости жилищно-коммунальных услуг волнуют каждого, поэтому очередной прямой эфир губернатора Югры Натальи Комаровой был посвящен именно этой теме.

Сколько стоит комфорт
Региональный оператор подготовился к работе в условиях низких температур. АО «Югра-Экология» выпускает на маршрут всю резервную технику и по необходимости устанавливает дополнительные контейнеры и бункеры по 8 кубических метров.

Предваряя разговор, глава региона отметила, что в осенне-зимний период люди столкнулись с большим количеством проблем при получении жилищно-коммунальных услуг, включая оборот твердых коммунальных отходов (ТКО), и задача прямого эфира — «найти ответы на волнующие граждан вопросы и постараться сформулировать их таким образом, чтобы применять их с пользой и тиражировать».

Ох уж этот мусор

Понятие «обращение с ТКО» появилось в обиходе не так давно, но все больше людей уделяют «мусорному» делу повышенное внимание. Югорчан интересует все: графики вывоза отходов, стоимость услуг, формирование тарифов.

Установившиеся в округе морозы показали, что не все так гладко в реализации мусорной реформы. Соцсети на протяжении последнего месяца буквально пестрели фотографиями переполненных контейнеров, снятыми в разных уголках Югры. Вопрос вывоза мусора стал первым в ходе беседы с губернатором.

— Силами регионального оператора и оператора по транспортированию ТКО в городе размещено 70 бункеров по восемь кубических метров каждый на случай выхода из строя техники при температуре ниже минус 40 градусов. Пятиэтажный дом с шестью подъездами будет заполнять такой контейнер в течение трех дней, — рассказал о ситуации в Сургуте руководитель обособленного подразделения АО «Югра-Экология» Виталий Якимчик. — Мы делаем все возможное, чтобы наша работа была бесперебойной.

Глава региона обратила внимание специалиста на то, что график вывоза ТКО следует соблюдать, в случае его изменения в обязательном порядке информировать граждан и не ссылаться на «аномально низкие температуры».

— Для нашего региона минус 40 градусов и ниже — это не аномально, это характерно для этого сезона в Югре. И это не должно быть причиной невыполнения договорных обязательств. Будем рассчитывать на то, что такое замещающее мероприятие, которое «Югра-Экология» внедряет в больших городах с тем, чтобы не допустить накопления ТКО и было удобно освобождать дворы от накопленного мусора, сыграет свою позитивную роль, — отметила Наталья Комарова.

Напомним, если у югорчан возникают проблемы со сбором мусора и вывозом ТКО, можно обратиться в колл-центр регионального оператора по единому номеру 8-800-222-11-86. В обычном режиме горячая линия работает с 9 до 18 часов. При понижении температуры ниже минус 25 градусов по Цельсию вводится круглосуточное дежурство.

Нужно договариваться

В прямом эфире прозвучал вопрос о тарифах на вывоз мусора для частного сектора, которые значительно выросли в некоторых муниципалитетах.

— Осенью данная компания оспорила нормативы образования отходов в ряде муниципалитетов Югры, — озвучил тему в комментариях сургутянин. — При этом ежемесячный размер платы значительно вырос — со 192 рублей на человека до 380 рублей в частном секторе. Мусора в таком объеме в частном секторе не образуется, особенно с большой продолжительностью зимы в Югре.

Житель села Тундрино Сургутского района добавил, что повышение платы за вывоз мусора в декабре произвели задним числом — с июля месяца.

Наталья Комарова попросила отразить в комментариях по этим фактам, соответствуют ли объемы накопления отходов и график их вывоза потребностям жителей.

— Если график не удовлетворяет запросы, то его необходимо менять. Иначе услуга оказывается некачественно, а оплата берется по полной, — сказала губернатор.

— Замеры объемов накопления отходов проводятся в муниципалитетах каждый сезон, на основе этих данных формируются тарифы на вывоз мусора. В Сургуте, не дожидаясь проведения замеров, администрация приняла решение и самостоятельно установила нормативы, которые не соответствуют техсхемам. Мы подали в суд, который занял позицию регионального оператора. Полигоны оборудованы весовым контролем, есть стопроцентное подтверждение тех объемов, что мы имеем, — ответил Максим Медведев, директор АО «ЮТЭК-Региональные сети». — В случае с Тундрино — наша вина, несвоевременно выставили счет. Судебное решение было принято в июле, а мы это сделали только в декабре. Мы предложим жителям оплатить образовавшуюся задолженность в рассрочку, чтобы исправить ошибку, допущенную нашим агентом. 

— А что скажете по дачным поселкам? Какова стоимость услуги? — обратилась к Максиму Медведеву глава региона.

— Там, где дачные объединения оформлены как юридические лица, мы выво­зим ТКО по графику. На территориях, где объединения не созданы, а люди проживают отдельно, мы выставляем счета, исходя из ежемесячных нормативов по индивидуальным жилым строениям. При этом руководствуемся постановлением Правительства РФ №354, п. 148, и делаем начисление на одного собственника, — пояснил руководитель АО «ЮТЭК-Региональные сети».

На вопрос, почему граждане платят зимой, Максим Медведев ответил:

— Дело в том, что летом граждане проживают за городом и образуют отходов больше, чем это происходит в течение всего года, и, соответственно, для комфорта платеж разбивается на равные доли ежемесячно. Было дано поручение до 30 декабря 2021 года утвердить нормативы по садово-огородническим товариществам на территории Югры. Эта работа пока проведена в Белоярском и Нижневартовском районах, ведется — в Нягани и Югорске. В сроки мы уложимся и выйдем на тот норматив, который непосредственно будет согласован и с общественностью, которая привлечена к замерам, и с администрациями муниципальных образований.

— Обращаю внимание руководителей профильных департаментов на необходимость контроля над выполнением поручения. Причем проверить нужно уже сейчас, чтобы было понятно, что муниципалитеты приступили к работе либо ее завершают. Это нужно сделать в каждом муниципалитете и в отношении каждого дачного либо другого объединения, где организовано проживание людей в загородных условиях. Главное — нужно проводить замеры с участием людей, — сказала Наталья Комарова. — Что касается разбивки платежей на весь год по месяцам, об этом вполне возможно договориться с потребителями. Захотят — будут платить равномерно, нет — по мере фактического получения услуги. Не нужно думать за людей. Надо договариваться.

С нормативом дороже

В связи с поступающими вопросами жителей об оплате коммунальных услуг участники очередного прямого эфира с губернатором Югры Натальей Комаровой уделили этой теме особое внимание.

— Полная квартплата за двухкомнатную квартиру 58 «квадратов»: 5 тысяч рублей — отопление, 2800 — техническое обслуживание, 807 — капремонт, 1200 рублей — электроэнергия, мусор и вода. Итого — более 11 тысяч, — пишет пользователь соцсети из Излучинска Нижневартовского района и спрашивает, для чего устанавливается норматив, если он не применяется?

Подобных обращений к губернатору Югры Наталье Комаровой поступило множество. Граждане прикладывают квитанции, чтобы наглядно продемонстрировать, какова стоимость жилищно-коммунальных услуг.

Ситуацию прокомментировал руководитель Службы жилищного и строительного надзора Югры Артем Копылов:

— Зачастую жалобы поступают именно в таком ключе. Вопрос о нормативе понятен. Размер платы за коммунальные услуги формируется следующим образом: он исходит из фактически потребленных услуг, которые определяются приборами учета коммунальных ресурсов, умноженных на тариф, установленный Региональной службой по тарифам. Соответственно, норматив применяется только в тех случаях, когда приборы учета на конкретный вид коммунальных ресурсов не установлены. Как правило, это ветхие дома. Либо прибор учета вышел из строя, либо управляющая компания ненадлежащим образом или несвоевременно провела его поверку. Если собственник не понимает, каким образом формируется размер платы, он имеет право обратиться в первую очередь в управляющую либо ресурсоснабжающую организацию, которая оказывает ему услугу. Данная организация обязана в течение трех дней представить ему полную расшифровку и пояснить, из каких компонентов складывается размер платы.

— Здесь очень важно дать сопоставление, потому что наиболее распространенный факт — это факт сокращения расходов гражданина при наличии приборов учета по сравнению с платежами по нормативу, — уточнила Наталья Комарова.

— Что касается снижения размера платы и способов, мы проводили видеосеминар, где рассказывали, какие мероприятия нужно и можно провести, чтобы снизить размер платы, в том числе за отопление. Это внедрение новых технологий в домах, оприборивание конкретных видов услуг, — добавил Артем Копылов.

Глава региона порекомендовала провести подобный семинар еще раз или найти иную форму, более доступную для человека, чтобы он воспринял это как руководство к действию и реализовал рекомендации в собственных интересах или интересах справедливости платы, в частности за ЖКУ.

Знай своё право

Модератор озвучил в прямом эфире самый «залайканный» комментарий.

— Квартплата в декабре за трехкомнатную квартиру — 14 тысяч рублей. Четыре тысячи платим управляющей компании «Доверие» непонятно за что. Половина зарплаты уходит на коммуналку. Контроля нет совсем, страшно подумать, сколько выставят за январь, — написала жительница Лангепаса.

— Интересный и самый показательный вопрос, — заметил Артем Копылов. — Он дает оценку происходящему в сфере управления многоквартирными домами. Зачастую собственники не понимают своего места в системе отношений, не идентифицируют себя как собственников. Вопрос можно разложить на несколько. Первый: кто должен контролировать? Действующее законодательство говорит, что в первую очередь контроль осуществляется самими собственниками как контрагентами по отношению к управляющей организации. Перечень услуг, которые оплачивают собственники, прописан в договоре управления многоквартирным домом. Договор находится в открытом доступе в системе ГИС ЖКХ.

Второй вопрос: за что платим? По конкретному дому, о котором говорила жительница Лангепаса, был проведен анализ. Специалисты окружной Службы жилищного и строительного надзора проверили информацию о тарифе, который утвержден самими же собственниками, и начисления за управление при поверхностной оценке соответствуют требованиям законодательства. Перечень видов работ тоже прописан в договоре управления. Все данные находятся в открытом доступе.

— У граждан есть недопонимание того, что входит в ту сумму, в данном случае — 4 тысячи рублей в адрес управляющей компании. Часть — это плата именно за содержание и ремонт, а часть — плата за коммунальный ресурс, который тратится на содержание многоквартирного дома. В нашем случае — 3 тысячи рублей за содержание и ремонт, около одной тысячи — это платеж за коммунальный ресурс, который тратится на содержание общедомового имущества, помимо платы по личным приборам учета, — уточнил Артем Копылов.

— Люди должны максимально знать все возможности, которые законодатель предоставил в защиту их прав, важно научить их пользоваться этими инструментами и механизмами, — заметила Наталья Комарова.

— Да, необходимо повышать грамотность населения, собственников, проводить разъясняющие мероприятия. В нашем аккаунте в Инстаграме и на сайте Службы жилищного и строительного надзора много полезной информации, количество подписчиков растет в соответствии с ростом интереса к этим вопросам у граждан. Окружной департамент ЖКХ активно занимается разъяснением прав потребителей — вышла серия роликов на YouTube-канале, данная информация также размещена на сайте, каждый может познакомиться с правами и обязанностями. Будем такую работу вести и в дальнейшем, — ответил Артем Копылов.

Не сделали — не заплатим

Знать свои права необходимо, это позволит получать качественные услуги, считает руководитель Службы жилищного и строительного надзора Югры.

— Если качество услуг по содержанию общего имущества не устраивает граждан, не соответствует условиям договора или требованиям законодательства, то существуют механизмы принуждения к исполнению обязательств. Но для этого должен осуществляться контроль над исполнением, который полномочен осуществлять совет дома, созданный собственниками. К сожалению, у нас только в сорока процентах домов создан такой совет, да и то только формально, на бумаге, — разъяснил Артем Копылов. — Если услуга не оказывается, к примеру, та же уборка снега, то совет дома в присутствии собственников приглашает управляющую организацию, чтобы зафиксировать факт неоказания услуги. Если представители управляющей организации отказываются от встречи, то составляется акт в присутствии не менее двух собственников, что услуга не оказана. Акт направляется в управляющую организацию, и данная услуга в части оплаты должна быть пересчитана. Вот такой механизм воздействия на недобросовестных исполнителей существует. Ну а если управляющая компания вовсе не справляется, нужно обращаться в нашу службу либо в отдел муниципального контроля.

Проявляйте инициативу

Один из вопросов, поступивших на прямой эфир, был посвящен бездействию управляющей компании.

Так, житель Нижневартовска сообщил, что весной этого года его семья приобрела жилье, а в декабре с наступлением морозов столкнулась с проблемой: промерзает наружная стена, на стенах и потолке появилась плесень. Спустя месяц после обращения в ЖЭУ пришли специалисты, составили акт обследования и на этом успокоились.

— Заявитель не обращался в Службу жилстройнадзора, но мы с ним связались. Он подтвердил факт обращения в управляющую компанию. Ведутся работы по устранению неисправности в системе вентиляции. Летом будут заниматься устранением промерзания в межпанельных стыках. Заявителю разъяснено право на подачу обращения для проверки управляющей компании, — прокомментировал ситуацию руководитель Службы жилищного и строительного надзора Югры Артем Копылов.

— Обращаюсь ко всем своим землякам. Отношения между собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах и управляющей компанией регулируются законодательством Российской Федерации и конкретными договорами, решениями собственников жилых помещений. В этой связи если не выполняются условия договора одной из сторон, то каждая защищает свои права тоже в установленном законом порядке. В помощь гражданам и существует Служба жилстройнадзора со всеми контрольными полномочиями вплоть до соответствующих решений в отношении той или иной управляющей компании. Если нет обращения от граждан, Служба не вправе вмешиваться в разбирательства собственников с управляющей компанией, — обратилась к югорчанам Наталья Комарова.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру