Строительно-монтажный трест №2 ПАО «Сургутнефтегаз» празднует юбилей

Опыт и инновации

В январе Строительно-монтажный трест №2 (СМТ-2) ПАО «Сургутнефте­газ» празднует юбилей — 30 лет со дня основания. Предприятие внесло значительный вклад в становление Сургутнефтегаза как крупной российской компании с мировым именем. Силами работников треста построено 17 840 километров трубопроводов и 8044 линии электропередачи (ЛЭП). Труд строителей-монтажников востребован по сей день — компания постоянно расширяет географию деятельности, стремясь к новым производственным свершениям.

Тяжёлая работа

Коллектив СМТ-2 справится с любыми поручениями. Плечом к плечу здесь работают две с половиной тысячи человек. В их задачи входят капитальное строительство и ремонт трубопроводов различного назначения и воздушных линий электропередачи, монтаж систем контрольно-измерительных приборов и автоматики. Также предприятие осуществляет входной контроль качества материалов и производит продукцию для трубопроводного строительства.

В состав треста входят четыре строительно-монтажных управления, специализированное электромонтажное управление, управление производственно-технической комплектации, управление механизации и транспорта, выполняющие работы по строительству трубопроводов и ЛЭП на территории Сургутского, Октябрьского, Ханты-Мансийского районов и Тюменской области.

— Самыми значимыми за последние годы считаю два объекта. Это газопровод первой категории (высокого давления) от Лянтора до Сургута: довольно крупная труба диаметром 530 миллиметров, сварена длиной более 74 километров. Работа выполнена в сжатые сроки и с хорошим качеством, — сообщил Георгий Кизириди, управляющий СМТ-2 ПАО «Сургутнефтегаз». — И в ноябре 2020 года в Уватском районе запущен уникальный для компании объект — переход линий электропередачи через Иртыш к Демьянскому месторождению. Высота несущих опор ЛЭП составляет 148 метров (стандартная 30–35 метров), пролет анкерных опор (горизонтальное расстояние между их осями) — два километра. Теперь линия обеспечивает электроэнергией объекты Сургутнефтегаза на левом берегу реки. В процессе реализации данного проекта был построен наплавной мост с двусторонним движением, что обес­печило кратчайший путь к месторождению, а также переправу через реку для жителей близлежащего села Тугалово.

Внушительные результаты, и ведь это только часть работ, выполненных трестом. Начиналось все более чем скромно, в первый год работы трестом был построен 31 километр трубопровода. Сейчас средний показатель — до 500 километров в год.

Созданный в 1992 году трест возглавил Юрий Агурицев, руководивший до этого производственными коллективами трестов «Лянтортрубопроводстрой» и «Сургуттрубопроводстрой». Виктор Луканин пришел на должность главного инженера.

— Мы начинали с нуля, имея небольшое помещение, стол и стул. Тем не менее уже стояла первая задача: проложить трубопровод от двух кустовых площадок Нижнесортымского месторождения до пункта сбора и перекачки нефти — порядка 15 километров. И начался очень тяжелый период становления. В одной структуре нам должны были выделить трубоукладчик, в другой — материал, но по факту передо мной разводили руками — мол, нечего вам отдать. В конце концов, нам приобрели простенькие экскаваторы, и через пару лет мы уже строили по 250 километров трубопровода, — вспоминает Виктор Луканин.

Одним из «авторов» первых нефтяных линий был Алексей Бессараба. Вместе с коллегами машинист трубоукладчика приехал в Сургут из Житомирской области Украины по рабочему вызову. И ехать-то нужно было дальше, но в пути ребята встретили мастера, рассказавшего им о новом управлении, и пошли за ним.

— Никого из рабочих тогда еще не было, только человек пять из руководящего состава. Выходим на объект, а у нас даже бытовок (временных вспомогательных помещений, используемых для бытовых нужд на предприятиях. — Прим.) — и тех нет. Выделили нам материалы, мы сами себе металлическую будку сварили и на сани поставили. Внутри деревом обшили, печь-буржуйку установили — так и работали. Трубоукладчик мой был без кабины. Если дождь или снег, выдавали плащ, в мороз — полушубок, — посмеивается Алексей Бессараба, машинист трубоукладчика.

Фундамент для будущего успеха компании возводился в суровых условиях, но люди упрямо двигались вперед, метр за метром преодолевая вызовы природной стихии. Югра — край болот и озер, обводненная земля неустойчива, затягивает и людей, и технику. Как же можно в таких условиях что-нибудь построить?

Первым делом на участок выводят гусеничные транспортеры. Тяжелая техника проминает верхний слой, тормозящий промерзание почвы. После выходят водяные машины, тонкий слой льда необходимо усилить намораживанием.

— Линейку (линейную часть трубопроводной магистрали. — Прим.) надо было выгнать зимой. Специальная бригада готовила трассу, на болотистых участках проминали, на озерах намораживали, укладывали лежневый настил. На лето оставляли переходы через дороги, коммуникации, но это было раньше. Сейчас время не ждет, отбурился куст — надо сразу его подключать, — рассказал почетный неф­тяник.

Для круглогодичной работы строителям-монтажникам создают подходящие условия. Обновляется парк дорожно-строительной техники, автомобили оборудованы комфортными кабинами с кондиционерами и обогревателями. На труднодоступные участки работников доставляют гусеничные транспортеры. Мобильные вагон-городки по условиям ничем не отличаются от капитальных общежитий. В мобильных вагон-городках есть бани, прачечные, столовые. Даже спецодежда создается под потребности каждой профессии.

— В последнее время идет серьезная модернизация быта в трассовых условиях, меняется весь существующий фонд жилых вагонов. Разработан типовой проект мобильной группы из пяти вагонов: баня, вода, жилой, сушилка, столовая. В больших вагон-городках ставим вагоны-прачечные, где за двадцать минут происходит полный цикл стирки и сушки, — отметил главный инженер СМТ-2 Павел Курин.

Нет предела совершенству

Одним из приоритетных направлений деятельности нефтегазодобывающей компании является забота об экологии. Природные богатства безопасны только под землей, любой порыв трубных артерий может привести к катастрофе. Главную опасность в этом случае представляет коррозия. Для обеспечения экологической безопасности трубопроводов СМТ-2 использует трубы с внешним антикоррозионным покрытием еще с 1992 года. Современный способ обеспечивает защиту от коррозии до 25 лет.

Около десяти лет компания использует трубы и соединительные детали с внутренним антикоррозийным защитным покрытием. Какое-то время подобную продукцию закупали у разных поставщиков, но ее качество не всегда было обеспечено в достойной мере, поэтому в 2014 году Сургутнефтегаз запустил собственный завод по нанесению внутреннего покрытия. Применение современных технологий и организация многоступенчатой системы контроля обеспечивают нефтяникам долгосрочную безаварийную работу трубопроводов на протяжении четверти века.

— Первые трубопроводы с внутренним антикоррозионным покрытием ввели в строй около десяти лет назад. Практика хорошо себя зарекомендовала, будем расширять область применения. С 2023 года Сургутнефтегаз переходит на водоводы с внутренним покрытием, проект находится в стадии разработки, — пояснил Павел Курин.

Одной из основных причин разливов нефти в России считается изношенность фонда, сургутские нефтяники не жалеют средств, времени и сил на природоохранные мероприятия. Специалисты нефтегазодобывающих предприятий регулярно проводят осмотры трубопроводов. Самые слабые места — сварные швы — дефектоскописты проверяют при помощи специального оборудования.

— Сварные стыки после сварки просвечивают при помощи рентгенографии. Используется обычная рентгеновская пленка, как в больнице. Но мало того что материал одноразовый, так и сама технология трудозатратна. Чтобы обеспечить доступ к некоторым объектам, участки, где они расположены, приходится осушать, откачивать воду. Специалисты — сварщики и дефектоскописты — должны работать быстро. После того как дефектоскопист сделает снимок, он едет в стационарную лабораторию проявлять пленку, обрабатывать ее реагентами, сушить. Расшифровать снимок можно только через сутки, а значит, опять нужно откачивать воду. Наш молодой специалист предложил использовать вместо рентгеновской пленки цифровые носители. Многоразовую пластину можно тут же рассмотреть на специальном приборе в мобильной лаборатории и сразу узнать всю необходимую информацию, — рассказал Павел Курин.

Автором уникального проекта является дефектоскопист управления производственно-технологической комплектации Максим Тырлин. Молодой человек пришел в компанию в 2019 году после учебы в вузе. Поначалу трудился контролером материалов и изделий, но в процессе загорелся работой дефектоскопистов.

— Меня заинтересовал сам процесс контроля качества строительных работ. При этом хочется не механически выполнять функции, а поработать головой. Посоветовался с начальством, меня перевели в другой отдел, познакомили с полезными документами, помогли в разработке проекта. На научно-технической конференции молодых ученых и специалистов, прошедшей в этом году, заняли с этим проектом второе место. Когда мне сказали, что будем реализовывать задумку, — не поверил. Потом мы внедрили разработку, убедились в ее экономической эффективности, и на меня обрушился шквал положительных отзывов. Это стимулирует, хочется и дальше трудиться на благо компании, — признался Максим Тырлин.

Планы СМТ-2 строит грандиозные. 30 лет — это не предел, это точка роста. Впереди — новые проекты и новые достижения.

— С 2023 года, с выходом Сургутнефте­газа на Юганскую группу месторождений (порядка четырехсот километров от Сургута), мы берем на себя большие объемы строительства, в том числе трубопровода длиной почти 180 километров. Будем осваивать Тюменскую область, — сказал Георгий Кизириди.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру