В последнее время в мире заметно снизились темпы развития виртуальных «песочниц» — метавселенных.
А ведь еще в ноябре 2021 года в одном из еженедельников «МК»-Югра» я рассказывал, как Facebook (сегодня — Meta Platforms Inc.*) наперегонки с Microsoft стремились обозначить свои претензии на лидерство в развитии собственных виртуальных пространств.
Однако что-то пошло не так у технологических гигантов. В ИT-компаниях начались сокращения персонала в командах, которые занимались этими проектами. В частности, о сокращениях заявили в Microsoft и Disney (РБК).
Ставка Марка Цукерберга также не сыграла — он отказался от дальнейшего развития проекта метавселенной Horizon Worlds. Убытки его подразделения Reality Labs просто зашкаливают — только в прошлом году компания потеряла $13,7 млрд (The Street).
В ноябре 2022 года Цукерберг был вынужден признать ошибкой многомиллиардные вложения в проект и заявить о сокращении одиннадцати тысяч сотрудников (Bloomberg).
Теперь в планах исполнительного директора Meta Platforms Inc.* — формирование команд, работающих над генеративным искусственным интеллектом, а в упрощенной формулировке — над новым чат-ботом.
Чтобы снизить репутационные потери, преследующие в последнее время ИT-гиганта, компания Sky снимет документальный фильм о жизни миллиардера с рабочим названием «Цукерберг: Король метавселенной» (deadline.com).
Справедливости ради стоит отметить, что не все проекты виртуальных миров оказались провальными.
Так, культовый журнал о криптовалютах и блокчейне ForkLog со ссылкой на компанию McKinsey заявляет о росте значимости проектов метавселенных в ближайшие годы: к 2030 году объем рынка виртуальных «песочниц» может достичь $5 трлн.
ForkLog называет такие успешные проекты, как Decentraland, Axie Infinity, My Neighbor Alice, Sandbox, Highrise. Все они имеют свои особенности, их объединяет использование технологии блокчейн. Напомню, технология блокчейна используется в криптовалютах и NFT.
Метавселенная Decentraland — это виртуальный мир, пользователи которого могут торговать участками земли, а также возводить на них различные сооружения. Кроме того, с 2022 года площадка популярна своим проектом Недели цифровой моды MVFW (Metaverse Fashion Week) с участием большого числа известных брендов.
Axie Infinity — это игра с помощью карт, в которой различные персонажи Axie имеют определенные характеристики, причем их можно усиливать с помощью «амулетов».
My Neighbor Alice — игра с Alice, жительницей городка, в котором пользователь будет строить новую жизнь: создавать здания и даже собственные острова.
Sandbox — это вымышленный мир с головоломками, заданиями, сюжетами и правилами. Пользователи могут встречаться друг с другом, они имеют право собственности на свои творения и зарабатывают на них.
Highrise больше похожа на социальную сеть, в которой можно покупать недвижимость, в ней создаются комнаты, а в последующем в этих комнатах можно проводить вечеринки, сдавать их — в общем, развлекаться и также зарабатывать. А еще для мероприятий подбираются образы, для которых, в свою очередь, можно приобретать виртуальную одежду.
Как следует из всех вышеназванных примеров, игры с метавселенными отличаются наличием полноценной внутренней экономики, что стало возможно благодаря использованию криптовалют.
Технологичные компании вкладывают значительные средства в создание собственных метавселенных, которые имеют существенный потенциал доходов на виртуальном рынке.
Тем же скептикам проектов можно привести пример оформления сделок недвижимости в метавселенных — уже есть определенный спрос на юридические услуги для оформления виртуальной недвижимости, а стоимость NFT-картинок достигает порой сотен тысяч в долларовом эквиваленте.
Основной причиной краха проектов метавселенных крупных ИT-гигантов, на мой взгляд, являются ошибки в прогнозах роста числа пользователей виртуальных пространств на фоне существенных инвестиций.
При этом нельзя не отметить, что это потенциально новый огромный рынок, где все участники — потребители, пользующиеся услугами и товарами, созданными «из воздуха».
* Компания признана экстремистской, и ее деятельность запрещена в России.