В Югре строят систему качественного инклюзивного образования

На этой неделе в автономном округе прошла конференция на тему «Инклюзивное образование и общество: стратегия, ресурсы, практики».

В работе конференции приняли участие 2700 человек из всех муниципальных образований Югры, а также специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Екатеринбурга, Челябинска, Шадринска и Самары.

Цель конференции — объединение усилий общественности, ученых и практиков в совершенствовании системы инклюзивного образования на территории автономного округа. В рамках конференции работало пять площадок, каждая из которых была посвящена отдельной теме, затрагивающей инклюзивное образование.

На площадке по реализации проекта сетевого компетентностного центра инклюзивного образования «Инклюверсариум» участники конференции обсудили вопросы развития региональной системы педагогического наставничества в инклюзивной среде региона, психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семей, развития сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе с социально ориентированными некоммерческими организациями, использования современного специального учебного оборудования, ассистивных технологий и вспомогательных технических средств в обучении и сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Совсем скоро выпускникам школ предстоит государственная аттестация. В этой связи актуальна тема о сдаче экзаменов детьми с ограниченными возможностями здоровья.

О роли ассистента (педагога-психолога) в период проведения ГИА рассказала педагог-психолог МБОУ «Белоярская СОШ №3» Анна Дик.

Напомним, для того чтобы при проведении государственной аттестации рядом с ребенком находился ассистент, необходимо заключение, полученное родителями учащегося в территориально психолого-медико-педагогической комиссии. Если в данном заключение прописано, что ребенок нуждается в создании специальных условиях и рекомендовано присутствие ассистента, то такой человек предоставляется.

Специальные условия создаются для различных категорий учеников. В соответствии с индивидуальными особенностями ребенка ассистенты оказывают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья различную помощь. Это может быть препровождение экзаменующегося к месту проведения аттестации, помощь в ориентации в пространстве, передвижению по пункту приема экзамена, получению информации, а также техническая помощь.

«Хорошо, когда ассистентом выступает психолог, который уже работал с ребенком. Специалист четче понимает речь, привык к некоторым особенностям, принимает его полностью и готов помочь», - считает Анна Дик.

Ассистент может быть посредником в выстраивании коммуникации между выпускником и членами государственной экзаменационной комиссии. Кроме того, такой помощник оказывает помощь в выполнении заданий с применением технических средств, оформлении регистрационных бланков.

«Всем нам понятно, что если ребенок имеет нарушения двигательного аппарата, то для него это просто заоблачная задача попасть ровно в соответствии с образцом в нужные клеточки регистрационного бланка, поэтому ассистенты могут переносить ответы участника экзамена в бланки, - привела пример Анна Дик. – Также ассистент может увеличить что-то на экране компьютера, если у ребенка проблемы со зрением».

Анна Дик отметила, что ассистентом может быть только подготовленный специалист, обладающий при этом соответствующими личностными качествами, готовый не только помочь в любой ситуации, но и предугадать трудности, с которыми может столкнуться выпускник. Только тогда возможно достижение положительного результата при сдаче экзаменов с минимальным стрессом для ученика.

Полное выступление Анны Дик можно посмотреть по ссылке

Информация будет полезна родителям ребят с ограниченными возможностями здоровья и будущим ассистентам.

Презентацию о роли учителя-логопеда на этапе подготовки к итоговому собеседованию девятиклассников с ограниченными возможностями здоровья представила учитель-логопед МБОУ «Белоярская СОШ №3» Наталья Суббота.

Итоговое собеседование по русскому языку проводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Прохождение итогового собеседования является для выпускников 9-х классов допуском к ГИА. В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 7 ноября 2018 г. №189/1513 обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья для допуска к сдаче ГИА должны проходить итоговое собеседование по русскому языку. 

Итоговое собеседование по русскому языку за курс основной школы включает четыре задания открытого типа с развернутым ответом:

– чтение вслух текста научно-публицистического стиля;

– пересказ текста с привлечением дополнительной информации;

– тематическое монологическое высказывание;

– участие в диалоге.

Наталья Суббота назвала самые распространенные ошибки, которые допускают девятиклассники по каждому из заданий.

Так при чтении текста отмечается медленный темп, искажение слов, неверная постановка ударений даже в словах, где ударение обозначено, употребление числительных.

При пересказе текста часто пропускаются микротемы, высказывания, отмечается неумение использовать способов цитирования, логично включать в пересказ высказывания.

При монологических высказываниях ученики составляют менее десяти предложений, делают большие паузы между предложениями, используют однообразные синтаксические конструкции.

Когда ученик ведет диалог, то отвечает односложно, неточно и неполно.

Специалист дала ряд рекомендаций при подготовке к итоговому собеседованию, с ними можно познакомиться здесь.

Наталья Суббота посоветовала учителям чаще вызывать школьников к доске, проводить с ними дискуссии, вместе с ребятами анализировать выступления.

Больше общаться со своими детьми порекомендовала педагог родителям, ведь любой разговор поможет развивать эмоциональную и речевую сферу ребенка, поможет ему быть более уверенным, интересным, ярким собеседником.

В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

Добавим, организаторами мероприятия выступили департамент образования и науки Югры и АО «Институт развития образования».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру