«Звёздная» летопись Сургута

Как космонавту хозяина тайги подарили

Наша страна по праву гордится тем, что открыла человечеству путь к звездам. Именно наш соотечественник первым в мире совершил штурм таинственного и далекого космоса. Юрий Алексеевич Гагарин изменил весь мир всего за 108 минут: 12 апреля 1961 года он поднялся на высоту 302 километра и на космическом корабле «Восток-1» совершил первый в истории виток вокруг Земли. На тот момент ему было всего 27 лет.

Как космонавту хозяина тайги подарили
Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Борис Волынов прибыл в Западную Сибирь. 18 августа 1969 года. Фото Юрия Филатова из семейного архива семьи Зубаревых.

9 марта 2024 года исполняется 90 лет со дня рождения первого космонавта нашей планеты. С момента исторического полета прошло 63 года — за это время в космос отправились 613 землян из сорока стран мира. Из них 76 представительниц прекрасного пола и 14 космических туристов.

История Сургута напрямую связана с космонавтикой, а судьбы покорителей звезд прочно переплетаются с жизнью покорителей Западной Сибири. Это красноречиво подтверждают визиты космонавтов в наш город.

Таёжный подарок

Эта история произошла на заре космической эры. В августе 1969 года наш город посетил летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Борис Волынов. Это было замечательное время новых открытий, настоящих романтиков и отважных покорителей Вселенной. Во всех уголках нашей необъятной страны космонавтов встречали как героев, а каждый визит становился историческим событием для любого города.

Приятно осознавать, что Сургут также входит в заветный список городов, встречавших покорителей космоса. Каждый из звездных братьев имеет порядковый номер: Борис Волынов — №14, но для нашего города он навсегда останется первым космическим гостем. Сургут стал одной из остановок в его земном маршруте. С тех пор прошло ровно 55 лет, и это значимый юбилей для сургутян.

Борис Волынов находился в составе представительной делегации во главе с первым секретарем ЦК КПСС Евгением Тяжельниковым, прибывшей на празднование 50-летия тюменского комсомола. В состав делегации входили первый секретарь Тюменского областного комитета КПСС Борис Щербина, поэт Роберт Рождественский, многократный чемпион мира и Европы по боксу Валерий Попенченко, другие известные на всю страну люди.

В книге «Сургут. День за днем», выпущенной при поддержке администрации города в 1999 году, опубликована фотография встречи Бориса Волынова и его автограф сургутянам:

«Читателям газеты «К победе коммунизма» с самыми добрыми пожеланиями. Летчик-космонавт СССР полковник Волынов. 17.08.1969 г.».

А это означает, что свой визит в наш город он совершил спустя всего семь месяцев после исторического полета в космос.

Борис Валентинович ВОЛЫНОВ, летчик-космонавт СССР №14, дважды Герой Советского Союза, полковник. Совершил два полета в космос. Позывной «Байкал-1». Общая продолжительность полетов — 52 суток.

Торжественная встреча космонавта состоялась во Дворце культуры «Строитель», молодежь вручила почетным гостям цветы, а затем сургутяне с интересом слушали рассказ Бориса Волынова о космическом путешествии. В январе 1969 года он принял участие в первой в мире стыковке двух пилотируемых кораблей, в ходе которой два космонавта перешли через открытый космос из одного корабля в другой.

В рамках визита в Западную Сибирь почетные гости на вертолете посетили палаточный городок студенческого строительного отряда «Икар», прорубающего просеку для железной дороги «Тюмень — Сургут». Бойцы отряда, как положено, выстроились в шеренгу и доложили космонавту о выполнении ответственного задания, а затем вручили импровизированную медаль на память.

Программа визита продолжилась прогулкой по студенческому городку и спортивным состязанием. Студенты соорудили посреди тайги волейбольную площадку и предложили гостям провести товарищеский матч между командой стройотряда «Икар» и сборной ЦК ВЛКСМ. На память о пребывании в Сибири космонавту подарили… живого медвежонка по кличке Машка. Хозяина тайги торжественно вывели на сцену 19 августа 1969 года.

История медвежонка полна тайн и загадок. Известно, что медведицу убили охотники, а косолапого малыша нашли в тайге и привезли из села Вата. Машка была добрая, не агрессивная, с удовольствием принимала лакомства: конфеты, мед, сгущенку, но предпочтение отдавала варенью. Ставила банку на пенек, обнимала ее задними лапами, выгребала варенье передней лапой, а затем облизывала ее.

О том, как лесную гостью авиатранс­портом отправляли из Сургута в Тюмень, а оттуда в Москву, — отдельная история. Машка предназначалась для мини-зоопарка в Звездном городке, который открыли для детей и взрослых сами космонавты. Но хозяин тайги в Москве не прижился: Машка провела в неволе всего одну ночь, а затем проявила свой сибирский характер и… таинственным образом сбежала. Найти ее так и не удалось…

Об этой истории мне рассказала биб­лиограф отдела краеведения Центральной городской библиотеки имени А.С. Пушкина Галина Библая. Более подробный рассказ о судьбе медвежонка можно прочитать в книге «Зримая нить поколений» Юрия Кропачева.

Из космоса — в Сибирь!

Осенью 1970 года в гостях у сургутян побывал летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Анатолий Филипченко. Цель визита — долгожданное и радостное событие для нашего города: 24 сентября 1970 года на взлетно-посадочной полосе (ВПП) нового сургутского аэропорта была уложена последняя плита, и покоритель космоса принял участие в торжественной церемонии ее открытия. Напомню, что государственная комиссия приняла ВПП в эксплуатацию уже в конце декабря того же года.

Анатолий Васильевич ФИЛИПЧЕНКО, летчик-космонавт СССР №19, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Совершил два полета в космос. Позывной «Буран-1». Общая продолжительность полетов — десять суток. Участник первого в истории группового полета трех космических кораблей.

В ходе визита в наш город в рамках 50-летия ГОЭЛРО — государственного плана развития электроэнергетической отрасли — космонавт посетил также энергетическое сердце Западной Сибири — Всесоюзную ударную комсомольскую стройку «Сургутская ГРЭС». Величественное сооружение в центре Западной Сибири произвело огромное впечатление на покорителя космоса и поразило своей мощью и масштабами.

Экскурсию для космонавта провели начальник управления строительством Сургутской ГРЭС Иосиф Каролинский и его коллеги. Почетный гость встретился со строителями и энергетиками, рассказал им о своем первом полете в космос, который мог окончиться трагедией. От аварии отделяли всего несколько секунд, но Анатолий Филипченко совершил настоящий подвиг на орбите и спас экипаж.

Как Сургут встречал покорителей космоса

Борис Волынов и Анатолий Филипченко первыми проложили дорожку в Сургут. В последующие годы наш город посетили другие космонавты-герои: Анатолий Соловьев (1995), Владимир Джанибеков (1996), Петр Климук (2004).

Анатолий Соловьев посетил Сургут как представитель Международного гуманитарного фонда работников правоохранительных органов «Россиянин». На деньги фонда осуществлялись строительство в Звездном городке, помощь пяти госпиталям и трем детским домам.

Космонавт встретился с ребятами из астрономического кружка сургутского Дома творчества юных и рассказал им о нештатных ситуациях на орбите, эксперименте с выведением цыплят в невесомости, развитии отечественной космонавтики в будущем. Например, о разработках российскими НИИ перспективных космических программ. В зависимости от сложности работ эксперимента одна минута неземного времени стоит сотни долларов.

Анатолий Яковлевич СОЛОВЬЕВ, летчик-космонавт СССР №65, Герой Советского Союза, полковник. Совершил пять полетов в космос. Позывной «Родник-1». Общая продолжительность полетов — 651 сутки. Является мировым рекордсменом по количеству выходов в открытое космическое пространство — 16 раз и их общей продолжительности — 78 часов 46 минут.

Встреча с космонавтом Владимиром Джанибековым прошла накануне 35-летия первого полета человека в космос. Почетный гость подвел своеобразные итоги исследования околоземного пространства. На тот момент Владимир Александрович руководил Центром подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина и посетил Сургут в составе делегации специалистов «Авиатура ГИС-96». Цель поездки — познакомить заинтересованных лиц с новыми геоинформационными системами для решения глобальных задач.

Космонавт рассказал о своем наиболее сложном полете по программе спасения станции «Салют-7» в 1985 году. Экипаж впервые в мире выполнил стыковку с неуправляемой, неработоспособной орбитальной станцией и в ходе полета восстановил ее работоспособность.

Владимир Александрович ДЖАНИБЕКОВ, летчик-космонавт СССР №43, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Совершил пять полетов в космос. Позывной «Памир-1». Общая продолжительность полетов — 145 суток. В ходе полетов совершил два выхода в открытое космическое пространство.

Космонавт Петр Климук в ходе своего визита в наш город встретился с учащимися и преподавателями Сургутской высшей гимназии-лаборатории Салахова, поделился с ними своими воспоминаниями о том, как он воплотил свою мечту о звездах, наградил ребят за участие в соревнованиях «Веселые старты».

Особый интерес вызвал его рассказ о любимой профессии, ставшей смыслом всей его жизни. Во втором классе, когда ему было семь лет, он увидел самолет и захотел летать как птица. Стал летчиком, а затем был зачислен в отряд космонавтов, совершил три космических полета, а также готовился к полету на Луну.

Петр Ильич КЛИМУК, летчик-космонавт СССР №28, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации. Совершил три полета в космос в качестве командира космических кораблей — «Союз-13» (1973), «Союз-18» (1975), «Союз-30» (1978). Позывной «Кавказ-1». Общая продолжительность полетов — 78 суток. Возглавлял экипажи второй основной экспедиции на долговременную орбитальную станцию (ДОС) «Салют-4», четвертой экспедиции посещения на ДОС «Салют-6» по астрофизической программе «Орион-2» и советско-польской программе.

Сургутская земля тепло принимала космонавтов