После этого на «правый берег Оби при устье речки Саймы» потянулись, словно ручейки, представители десятков национальностей. Здесь работали, создавали семьи, растили детей. И вот уже Сургут — многонациональный город, где проживает более сотни народностей, стал не просто крупным промышленным центром, местом притяжения, но и объединил в одну большую семью русских, татар, башкир, чеченцев, армян, ингушей, чувашей… Он стал определяющим в жизни каждого, кто однажды ступил на сургутскую землю. Город С — это место силы, судьбы, семьи. О том, как живут современные семьи в многонациональном Сургуте, какие традиции соблюдают и как передают их своим детям, в нашем сегодняшнем материале.
Однажды и навсегда
«Приехал ненадолго, а остался навсегда» — частое выражение, которое можно услышать в Сургуте. И действительно, город манит своими возможностями, неповторимым и даже каким-то домашним уютом, сибирским ароматом, сильным духом. Он по-отечески обнимает и принимает всех, каждый год становится домом для тысяч тех, кто однажды сошел с трапа самолета или вышел на железнодорожный перрон. И уже не отпускает…
Мусса Льянов родом из Ингушетии. Знакомство с Сургутом у него случилось холодной осенью 2006 года. Думал, что немного здесь поработает и вернется обратно, но спустя несколько месяцев в его жизни произошло судьбоносное знакомство, которое и предопределило дальнейший ход событий... Татьяна приехала в Сургут вместе с родителями в раннем детстве с Украины. Встреча с Муссой, казалось, была случайной, но правду ведь говорят — случайности неслучайны. Их семье уже почти 18 лет.
— Сургут — это тот город, где есть большие возможности для самореализации каждого, независимо от твоей национальной идентичности или религиозной принадлежности, это место, где перед тобой вырастают перспективы. Мне Сургут дал главное — мою семью, здесь родились мои дети, здесь я нашла себя, любовь, мужа, работу. А самое главное — здесь особые люди, простые, — говорит Татьяна.
С ней соглашается и супруг, отмечает, что у Сургута есть необычный феномен притягивать к себе совершенно разных людей, но становиться для них домом, второй родиной:
— Я люблю этот город, мне здесь спокойно, все знаю, как будто всю жизнь здесь живу. По сути, Сургут для меня стал вторым домом. Куда бы я ни уезжал, а приходилось много где жить, меня непременно тянет сюда. Очень привык к городу, люблю его.
Оно и понятно, Льяновы здесь нашли не только дом, но и вывели формулу семейного счастья, говорят, атмосфера у города такая, что просто не можешь себе позволить быть несчастным. За 18 лет в семейной жизни случалось всякое. Конечно, были недопонимания на начальном этапе, наверное, свою роль в этом играла и разница менталитетов, но Мусса понял, что для того, чтобы в семье воцарился мир, нужно дать время жене привыкнуть и принять те обычаи и традиции, в которых вырос он. Татьяне на это много времени не понадобилось, она точно знала — муж и жена должны смотреть в одном направлении.
Мудро оставив бразды правления супругу, она сегодня советует:
— Нужно уметь делать так, чтобы мужчина был уверен, что он — хозяин в семье, что он принимает все решения (смеется). На самом деле, не зря же есть поговорка, что мужчина — это голова, а женщина — шея. Я считаю, это правильная модель семьи. А если серьезно, то, помимо любви, гармонии, счастья, в то же время семья — это работа, ежедневный труд обоих супругов. Нужно понимать и принимать друг друга, тогда и разница характеров и национальностей значения иметь не будет. Когда оба знают, для чего решили быть вместе, а главное, берут ответственность за это, тогда все получится.
Мусса добавляет:
— У нас на Кавказе неприемлемо вести эгоистический образ жизни, когда мужчина все делает только для себя. Смысл жизни любого — жениться, продолжить свой род, воспитать детей, передать им свои обычаи и традиции.
К передаче традиций, кстати, в семье Льяновых относятся серьезно. Четверо наследников — сыновья Руслан, Адам и Ахмед и дочь Мира — знают обычаи и маминой, и папиной стороны. Татьяна прививает детям знание украинского языка, Мусса дома разговаривает только на ингушском. В машине слушают национальные песни, а дома смотрят мультфильмы и сказки на ингушском языке. Все это помогает не только пополнить словарный запас, но и познакомиться с принятыми нормами.
Кроме того, с детства сыновей и дочь учат уважать старших — вставать, когда в помещение заходят взрослые, обязательно встречать гостей и провожать по обычаям. Из таких, казалось бы, мелочей и складывается культура. Дети видят то, что делают родители, и транслируют это, потом уже они передадут полученные знания своим детям.
— Получается, что родители являются неким мостиком между прошлым и будущим, по которому и идут от одного поколения к другому все знания, полученные нашими предками. Это сегодня очень важно — сохранить свою историю, культуру, идентичность, — подчеркивают Мусса и Татьяна.
Они уверены, что тактику воспитания своих детей выбрали верную, ведь национальная культура — это память народа, которая позволяет ощутить связь времен и поколений. А еще дает духовную поддержку и жизненную опору.
— Семья — это твой очаг, а дети — это самое большое наше богатство. В семье все начинается и продолжается. Дети и есть наше продолжение, мы их воспитываем и в религиозном плане, и в общественном, чтобы они потом передали это все своим детям, а они, в свою очередь, своим. Такой обмен жизненной энергией получается. При этом продолжает жить и наша культура, и наши традиции, и наши обычаи. Я считаю, что сегодня особенно важно сохранять семейные ценности, без них смысл жизни теряется. Радует, что в Сургуте в этом плане проводится большая работа, много времени уделяется и межнациональным вопросам. Здесь умеют находить общий язык, это общий успех, — подчеркнул руководитель чечено-ингушского культурного центра «Вайнах» Беслан Дашаев.
Место встреч и судьбоносных решений
Ляйсан Шамсутдинова и Мансур Билалов сегодня благодарят судьбу за то, что однажды в Сургуте произошла их встреча. Она, как оказалось, стала определяющей в судьбе обоих. Она с детства росла в экономической столице Югры, он до встречи с ней жил в Лянторе. Вскоре Ляйсан переехала к любимому, но ненадолго. Молодые люди поняли, что их манит Сургут. Здесь кипит и бурлит жизнь, здесь много друзей, здесь город молодых — место, где они могут реализовать себя. А самое главное — здесь началась история их знакомства, значит, и история их семьи должна начинаться тоже здесь. Ляйсан и Мансур поженились по мусульманским традициям.
Несмотря на то что наши герои живут вдали от малой родины, их душа и сердце, конечно же, принадлежат ей — солнечной Башкирии. Но даже за сотни километров у них есть возможность прикоснуться к своей культуре и не забывать свои традиции. В Сургуте много лет работает Башкирская национально-культурная автономия, которая ежегодно проводит десятки мероприятий и для своих земляков, и для тек, кто хочет поближе познакомиться с обычаями башкирского народа.
— Башкиры ценят свои традиции. Сегодня ведущим направлением воспитания детей является такое воспитание, которое передается на корнях национальной этнокультурной традиции. Это и устное народное творчество, и музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство. Думаю, что мир сегодня заинтересован в том, чтобы дети не потеряли свои традиции. Конечно, именно родители передают свою культуру детям. Получается, что благодаря этому и традиции, и обычаи продолжают жить, — подчеркивает исполнительный директор Башкирской национально-культурной автономии города Сургута Зульфира Сырлыбаева.
Ляйсан как никто все это прочувствовала на себе. С детства, благодаря маме, которая является активисткой башкирской автономии и учителем башкирского языка в воскресной школе Сургута, наша героиня участвовала в национальных культурно-массовых мероприятиях. Сегодня те знания, которые она получила в детстве, передает своим детям.
— Важно вкладывать это в них, пока они маленькие, — говорит Ляйсан. — Тем более сегодня есть для этого столько возможностей. Сургут как никакой другой город открыт для межнационального диалога. Здесь представители каждой национальности могут заявить о себе, здесь они могут развиваться и получать всестороннюю поддержку. К сохранению культуры тут относятся очень бережно. Я как родитель, в свою очередь, работаю над тем, чтобы мои дети получили максимум от меня и своих бабушек и дедушек. Ведь благодаря этому они не забудут свои истоки.
Чтобы дети не забыли свои истоки, Ляйсан отдала дочь в ансамбль национального танца «Шатлык». Планирует чуть попозже, когда подрастет сын, привести туда и его. А еще старается чаще разговаривать с детьми на башкирском, ведь язык — один из главных инструментов познания мира, это способ, с помощью которого можно научить уважать и свою историю, и культуру, и других людей с их особенностями.
— Приобщение к башкирскому фольклору, языку, воспитание любви к своему родному краю, к своему народу, к его культуре дает детям высокие нравственные принципы. Через культуру мы передаем историю своего народа. Вот, например, в Сургуте уже 37 лет проводится Сабантуй. Это праздник, на котором представлены и национальные игры, и забавы, и спортивная борьба, и национальная кухня. Спасибо властям за то, что мы знакомим с культурой не только башкир, но и представителей остальных национальностей, проживающих в городе, — добавила Зульфира Сырлыбаева.
С особым трепетом к сохранению традиций относятся и в семье мужа. Его мама на родине организовала хор башкирских бабушек, занимается изготовлением национальных украшений и любит дарить их внучке. На малой родине Ляйсан и Мансур стараются бывать чаще, как только выпадает возможность отправиться в путешествие — едут в Башкирию. Обязательный пункт назначения — Уфа, а посещения — памятник Салавату Юлаеву. Дочь и сын знают о нем не понаслышке, бабушка с раннего детства рассказывала о башкирском национальном герое и поэте-сказителе.
Вместе с соблюдением национальных традиций придерживаются супруги и определенной формулы, которую уже успели вывести для себя в семейной жизни, а возможно, она поможет тем, кто только решается образовать новую ячейку общества.
— Формула семейного счастья проста — не молчать. Разговаривать, когда появляются проблемы, не обвинять друг друга в чем-то, а пытаться вместе найти решение. Идти на компромиссы, конечно же, помнить о том, что, упорно настаивая на своем, невозможно разрешить ситуацию, так ее можно только усугубить. Для каждого из нас семья — это самое важное в жизни, наше богатство. Это те люди, которые, несмотря ни на что, всегда будут рядом, всегда протянут руку помощи, всегда найдут слова утешения, как говорится, будут с тобой и в печали, и в радости, — делится мнением Ляйсан.
Мансур с женой полностью соглашается:
— Секрет семейного счастья — это когда муж и жена вместе плывут в одной лодке, рука об руку, и помогают друг другу. С семьи, можно сказать, начинается жизнь, надо ценить и эту жизнь, и свою семью.
К слову, Ляйсан транслирует свою культуру не только детям. Она организовывает тематические вечера для башкирской молодежи, чтобы они встречались, общались, создавали новые семьи и продолжали традиции предков.
Этот город — самый лучший город на Земле
Эту фразу как один повторяли все герои нашего материала. Речь, конечно, о Сургуте. Точка на 60-й параллели, которая год от года притягивает к себе все новых жителей. Чувашская семья Юмановых — не исключение. Их знакомство с таежным северным краем произошло в 2012 году. Приехали к друзьям погостить, но сразу поняли — это то место, где они хотят жить. Вернулись домой, сыграли свадьбу в лучших традициях чувашского народа. Кстати, на родине Анастасии и Виталия самым благоприятным временем для вступления в брак считается осень — богатый на урожай сезон и, по поверьям, сулящий безбедную жизнь в будущем. Новая ячейка общества продолжила формироваться уже в экономической столице Югры.
— Сургут — город уникальный во всех смыслах. Есть в нем что-то такое необъяснимое, что влечет к себе. Здесь атмосфера, располагающая к себе. Мы очень быстро здесь обустроились, нашли работу, друзей, занятия по душе. Город перспективный, молодежный. Здесь хочется жить, — говорит Анастасия.
Соглашается с ней и супруг:
— Хочу добавить, что Сургут очень гармоничен, несмотря на то что здесь живут представители 110 национальностей. Здесь все очень дружелюбно друг к другу относятся, и нет разницы, к какому народу ты принадлежишь, важно другое — главное, человеком быть хорошим. У нас, кстати, тоже очень много друзей башкир, татар, дагестанцев, мы не делаем различий, дружим, потому что вместе нам хорошо.
Сургут подарил Юмановым самое главное их «приобретение» — детей. Здесь у Анастасии и Виталия родились дочь Майя и сын Глеб. Их супруги воспитывают в любви и уважении к своим традициям, ну и, конечно, к обычаям тех людей, которые живут рядом. Вместе участвуют во всех мероприятиях, которые организовывают в национально-культурном центре «Туслăх», а также в других диаспорах и НКЦ города. Родители уверены, через уважение к другим ты воспитываешь в первую очередь себя и своих детей.
Майя и Глеб с детства впитывают культуру своего народа через сказки, которые рассказывает мама, и через колыбельные.
— Понятие семьи у каждого может быть своим, секреты семейного счастья тоже. У нас все просто, — говорит Виталий. — Семья — это наше все. Это как связка шариков. Мы разные по цвету, форме, сюжету, но мы вместе, пока нас держит рука, — а это уважение, любовь, взаимопонимание. Такую же ассоциацию можно привести и с Сургутом. Вот нас, представителей сотни национальностей, много, и пока мы уважаем и ценим друг друга, мы вместе. Хочется, чтобы эта связка воздушных шариков всегда была в одной руке.
Эти же принципы транслируют и детям — привлекают их к участию в национальных праздниках, готовят вместе блюда национальной кухни, учат язык, рассказывают как можно больше о том, чем живут люди другой нации. Только так, наверное, возможно воспитать почтительное уважение к ближнему, несмотря на его национальность, передать важные ценности в жизни, научить признавать достоинства и заслуги других.
— Дети — наше продолжение. Как мы научим их, так и они будут учить уже своих детей. Если мы вложим в них хорошее, то это семя будет прорастать и в будущих поколениях. Таков закон, — резюмируют Юмановы.
Подготовлено при поддержке Администрации города Сургута.