Сургут — город наособицу. Он уникален своей историей, весьма замысловатой, почти авантюрной. По сути, на протяжении многих лет град Сургут был центром сибирской конкисты.
Рожденный по указу государя как град, острог, дважды терял свой городской статус. Середину ХХ века встретил глухим сибирским селом, затерянным среди непроходимой тайги и тысяч болот. Большая нефть открыла новую эру в истории Сургута: в 1960–1980 годы сюда хлынули тысячи молодых людей со всех уголков огромной многонациональной страны. И край, где проживали потомки первых поселенцев — казаков и местные ханты и манси, превратился в огромный многонациональный котел — 110 национальностей проживают здесь и сегодня.
Хранители минувших дней
Множество диаспор и этносов являются неотъемлемой частью местной социально-культурной сферы. А сам город — как одна большая многонациональная семья.
И как в каждой семье, большой или маленькой, даже в наш век цифровых технологий есть свой фотоальбом — настоящий хранитель минувших дней, запечатлевший прекрасные мгновения и знаковые для каждой семьи события.
Стоит нам открыть альбом — и воспоминания накатывают, как морские волны на прибрежный песок, оставляя в душе легкую грусть. Те же чувства мы испытываем порой, посещая всевозможные выставки, экспозиции, посвященные прошлому нашего города. Эти вернисажи, биеннале, всевозможные экспозиции, как семейные фотоальбомы, бережно хранят память о прошлом. В Сургуте хранителем старины, традиций и культуры, помимо музеев, по праву можно считать Историко-культурный центр «Старый Сургут».
Сегодня это точка притяжения сургутян и гостей города, коммуникационная, выставочная площадка, но, прежде всего, это центр возрождения и сохранения культуры ханты и манси. Здесь со дня открытия комплекса действует отдел коренных народов Севера. Он специально был создан, чтобы возродить традиции, обычаи коренных народов, сохранить и развить их национальную культуру. Сама территория ИКЦ «Старый Сургут» на протяжении многих лет выступает площадкой для проведения различных этнофестивалей. Подобные мероприятия помогают осознать неповторимость каждого этноса, не утратить национальную идентичность. Это относится и к коренным народностям — ханты и манси, которые сохранили свою самобытную культуру лишь в местах традиционного проживания.
— Наши этновыставки проводятся в Югре повсеместно. Постоянно действующие экспозиции можно посетить в деревне Русскинской — в музее Природы и Человека, в Ханты-Мансийске, Сургутском краеведческом музее. Но главная наша площадка — Дом коренных народов Севера. Здесь постоянно действует экспозиция «Быт и традиции угорских народов», которая представляет материальную и духовную культуру коренных народов Севера. Сегодня мы делаем акцент на традиционной вышивке и изготовлении национальных платьев ханты и манси. Я подчеркиваю — речь идет не о стилизованных костюмах, которые мы видим на протяжении многих лет, а именно традиционных, которые носили наши бабушки и прабабушки. Они шили их своими руками, сохраняя идентичность. Ведь платья женщины ханты, к примеру, отличаются от платьев манси. Так же, как и в русской культуре. По тому, как сшит сарафан и какой платок или кокошник на голове, можно было узнать, из какой губернии женщина, — рассказала руководитель общественной организации КМНС ХМАО-Югры «Орт-Ики» Валентина Шадрина.
«Пын», «сах» и «ровдуга»
Общественница также отметила, что выставки — это не статичные мероприятия, повествующие о традиционных занятиях северных народов, их быте и культуре. Здесь постоянно проводятся мастер-классы по традиционной вышивке, бисероплетению, изготовлению кукол и игрушек, изделий из бересты.
Отметим, у северных народов дети играли разными игрушками: мальчики осваивали миниатюрные луки и арканы, использовали старую упряжь и куски рыболовных сетей, а основной игрушкой для девочек была кукла — акань. Традиционная национальная кукла была безликая, то есть без лица. Черты лица у кукол также не изображались. Считалось, что они могут оживить куклу и сделать ее опасной для человека.
— Куклы — уникальное явление, есть ритуальные куклы, есть обычные — игрушки для девочек. Их делают из различных материалов, нередко они тряпичные. И по тому, как они сделаны, из какого материала, можно определить, с какой реки она, — добавила Валентина Шадрина.
В этом году общественная организация «Орт-Ики» выиграла два гранта — президентский и губернаторский. На средства гранта губернатора Югры будет реализован проект «Бабушкино платье» — «Айанки ханса», направленный на сохранение традиционной национальной одежды. В рамках инициативы пройдет серия обучающих мастер-классов и семинар по народным художественным промыслам и ремеслам. Участники проекта под руководством мастеров научатся создавать традиционные женские и детские платья.
Кто знает, что такое «пын», «сах», «ровдуга»? Валентина Терентьевна, раскрывая секреты коренных народов Севера в изготовлении одежды, пояснила, что «пын» — это лента из бисера, «сах» — верхняя распашная одежда, как из сукна, так и из меха, «ровдуга» — особым образом выделанная замша из оленьей шкуры. Ее используют и для отделки национальной обуви: украшают ровдужной мозаикой кисы. Все перечисленное относится к древнейшему ремеслу — технике изготовления национальной одежды. У ханты и манси они заметно отличаются.
— К примеру, сосьвинские манси украшают одежду техникой «ткань по ткани», бисер не используют. У обских манси техника сохраняется, но по кромке подола идет вышивка из бисера — «пын». Причем у нас — обских манси используются ткани самых различных цветов, тогда как сосьвинские используют ткани не более двух расцветок. По орнаменту, вышивке, технике изготовления можно отличить пимских ханты от тром-аганских. Но наиболее уникальны в этом отношении угутские ханты — они сохранили древнейшую технику изготовления одежды, бисер не используют вовсе, — пояснила Валентина Терентьевна.
Северная природа скромна, многообразием красок не отличается, поэтому сукно, из которого делают верхнюю одежду ханты и манси, как правило, используют не более трех цветов: синий — олицетворяет небеса, зеленый — тайгу, красный — брусничный цвет.
Праздники древние и современные
Рассказала Валентина Терентьевна и об обрядовой деятельности — важнейшем компоненте духовной и религиозной культуры обских угров. Знакомство с ней дает представление о богатстве этой культуры, помогает понять истоки многих современных традиций. Первый календарный праздник — «Нарождение Луны». Традиционно по этому случаю народ задабривает Луну священными жертвенными фигурками животных из теста — «нянь вой». Такой обряд называется «Тылыщ пори», что в переводе с хантыйского означает «Месяцу бескровная жертва». Особый обряд встречи весны — традиционное празднование Вороньего дня — Вурна Хатл. Почему вороний? Именно с прилетом вороны ханты и манси связывают приход весны и тепла. Вороны прилетают первыми, начинают вить гнезда и громко каркают, пробуждая природу. В этот день нельзя шить, рубить лес, колоть дрова. Самый зрелищный и даже загадочный, мистический — Медвежий праздник, или Медвежьи игрища, которые длятся по нескольку дней на отдаленных стойбищах в тайге. Наряду с древними праздниками у ханты и манси соседствуют и современные, не менее зрелищные обрядовые праздники — к примеру, День оленевода, настоящий турнир ловкости и смелости. Середина лета ознаменовывается Днем обласа, праздником, посвященным небольшой узкой лодке, выдолбленной из кедра или осины.
Без сомнения, богатейшие и разнообразные традиции народов Севера представляют собой великое культурное достояние и бережно сохраняются благодаря огромному вниманию администрации Сургута и таким подвижникам, как Валентина Шадрина.
Выставка постоянно обновляется, и это позволяет лучше понять значимость и уникальность культуры ханты и манси, способствует сохранению и передаче уникального культурного наследия, погружая посетителей в загадочный мир древнейшей цивилизации охотников, рыболовов и оленеводов.
Подготовлено при поддержке Администрации города Сургута.