Брусника подвела итоги конкурса на изображение для фасада театра Петрушка в Сургуте. Конкурс был организован среди архитекторов и художников со всей России. Организаторы получили 107 работ от 105 участников. Работы были посвящены природе ХМАО, образам Петрушки и кукловода, национальным орнаментам, снегу и теме театрального занавеса.
Жюри, в которое входили эксперты - архитекторы, урбанисты, художники, выбрали 30 работ. Критериями отбора стали оригинальность и креативность идеи, связь идеи с локальным контекстом, айдентикой места и театром, качество и уровень проработки материалов, реализуемость идеи, соответствие масштабам здания, его форме и расположению.
Танцующие фигуры, занавес и ноги великанов
В шорт-лист вошли три работы. Первая авторства Юлии Кушиной, она разработала проект фасада с перфорацией в виде стилизованных силуэтов разных игрушек, отсылая к истории возникновения кукольных театров с перчаточными петрушками в колпаках. Паттерн может “оживать” - каждая панель - игрушка вращается вокруг своей оси в пределах 90 градусов. Свет, проходя через перфорированный фасад, оставляет разнообразный теневой рисунок, дополнительно погружая посетителя в мир кукол.
Работа Алексея Ефграфова объединила и отразила в фасаде локальный контекст с айдентикой места и театром, поэтому за идею айдентики были взяты орнаменты народов ханты, манси, селькупы, которые издревле населяли эти земли.
Работа Лады Дмитриевой - про роль людей и кукол.
В поисках решения для фасада автор обратилась к работам советских архитекторов. В частности, вдохновением послужили проекты драмтеатра в Великом Новгороде и кукольного театра в Уфе. В основе идеи образы куклы и человека в черном костюме, который ею управляет, но всегда остается на втором плане. Подходя ближе к театру, мы считываем общие геометрические черты, которые обретают очертания великанов, которые отдыхают у стен здания, а подходя совсем близко к театру, мы видим зеркала, в которых отражаемся мы, посетители театра. Таким образом, в образе фасада отражается идея важности всех участников процесса - актеров, кукол и зрителей. Жюри покорила простота и универсальность идеи, относительная простота реализации. А ноги великанов, которые вытягиваются от фасада на площадь, становятся лавочками, на них будут отдыхать посетители театра перед спектаклем или во время прогулки по парку.
Именно работа Лады получила наибольшее количество голосов экспертов жюри, она также стала персональным выбором директора театра Петрушка Алены Блиновой, главного архитектора проекта театра Любови Дёгтевой и главного архитектора Брусники Барта Голдхоорна.
Победитель получит 350 тысяч рублей призовых от организаторов конкурса, а идея будет доработана и затем реализована на фасаде будущего театра. Авторы трех лучших работ также получат в подарок от Брусники книгу Ёсихару Цукамото из Atelier Bow-Wow об исследовании влияния окон на внутреннее и внешнее пространство и на чувство жизни, участники ТОП30 вручат дипломы об участии.
Дом для театра
Напомним, Брусника проектирует новое здание театра Петрушка, оно расположится в самом центре города, рядом с парком “За Саймой”.
Разрабатывая идею будущего театра, архитекторы обращались к российскому и мировому опыту - перед ними стояла задача создать современное, комфортное для культурной институции и зрителей здание. Перед началом проектирования изучили примеры подобных проектов: театр Кукол в Барнауле, Жака Карата во Франции и Yada Theater в китайском Исине.
В здании будет три этажа. На первом спроектированы большой зрительный зал и зал-трансформер, студия звукозаписи, кафе на 100 гостей и вспомогательные помещения. Чтобы подчеркнуть уникальное расположение театра, архитекторы предложили включить в проект выход из здания прямо в парк. Так часть перформанса можно будет перенести на природу, и это станет уникальным кейсом в современном проектировании театральных зданий. На следующих двух этажах разместят репетиционный зал, гримерные и технические помещения. Кроме того, на втором этаже здания появятся помещения под детскую театральную студию.
Почти все пространства спроектированы гибко - менять их назначение можно под потребности театра или использовать для обучения и развития горожан. Например столярный цех легко трансформируется в мастерские для доп образования жителей Сургута, студия звукозаписи - в городскую подкастерную, цеха по пошиву кукол - в кружок мягкой игрушки или в студию кройки и шитья. Большой зрительный зал подойдет не только для кукольных, но и для других спектаклей и концертов, а в репетиционных классах можно проводить занятия по разным видом искусства. Такой подход позволит театру зарабатывать на аренде, при этом помещения не будут простаивать, а у жителей города появится еще один центр творческого развития.
После прохождения всех необходимых согласований, власти Сургута на конкурсной основе выберут подрядчика по строительству “Петрушки”.
Событие было организовано при поддержке агентства «Астра Медиа».