Транспортный кластер ПАО «Сургутнефтегаз» представляют восемь специализированных предприятий, шесть управлений технологического транспорта в составе нефтегазодобывающих управлений, девятнадцать подразделений других управлений и трестов. Достойное место в этом обширном ряду занимает Сургутское управление технологического транспорта №5, основанное 3 февраля 1975 года.
Именно в этот день приказом Главтюменнефтегаза №73 была образована Сургутская тракторная контора производственного управления автомобильного транспорта — родоначальница Сургутского УТТ №5. За пятьдесят лет этим транспортным предприятием пройдены миллионы километров дорог, построены десятки тысяч автозимников. В преддверии юбилея корреспонденту «МК»-Югра» удалось побывать в гостях уникального подразделения Сургутнефтегаза, в котором сосредоточена основная часть тяжелой техники компании.
На переднем крае
Сургутское управление технологического транспорта №5 выходит на дальние рубежи в числе первых — наряду с вышкомонтажниками и разведчиками недр, буровиками и геофизиками. От оперативной и качественной работы этого транспортного подразделения напрямую зависят сроки строительства дорог и ввода новых объектов в эксплуатацию, своевременное и бесперебойное обеспечение бригад необходимыми материалами и в конечном счете — добыча нефти.
Профессионализм, помноженный на опыт нескольких поколений работников, вкупе с современной отечественной техникой позволяет Сургутскому УТТ №5 стабильно справляться с плановыми заданиями.
— Первоочередная задача управления, составляющая практически две трети всего объема выполняемых работ, — обеспечение транспортом и спецтехникой процесса строительства скважин и возведения буровых установок. В обязанности предприятия также входит транспортировка грузов для буровиков и вышкомонтажников на самые труднодоступные участки. В основном это вышки в разобранном виде, насосы, лебедки, блоки, модули, опорные тумбы. Причем все они имеют немалый вес: те же лебедки и буровые насосы — от 25 до 50 тонн. Работники управления выполняют и сопутствующие погрузочно-разгрузочные работы. Для этих целей в арсенале предприятия имеется различного рода крановая техника: тракторные краны грузоподъемностью от 6,3 до 25 тонн, трубоукладчики грузоподъемностью до 40 тонн, а также автомобильные краны грузоподъемностью от 25 до 160 тонн, — рассказал о производственной деятельности своего коллектива начальник транспортного предприятия-юбиляра Александр Доронин и уточнил: — Еще одна важная задача Сургутского УТТ №5 — это прокладка временных автозимников и вдольтрассовых проездов для всех участников процесса нефтедобычи — тех, кто строит кустовые площадки и внутрипромысловые трубопроводы, линии электропередачи, дожимные и кустовые насосные станции, и тех, кто обследует сети действующих нефтепроводов, ремонтирует промысловые объекты. И хотя «живет» зимник сравнительно недолгое время — большинство снежных трасс с приходом оттепели закрывают, — он играет огромную роль в работе нефтяников. Ведь именно по автозимникам осуществляется предварительный завоз основного нефтяного оборудования на непроходимые в летний период участки Западной Сибири и других субъектов Российской Федерации, на территории которых работают структурные подразделения Сургутнефтегаза, — за несколько месяцев до того, как в теплое время года специалистов доставят туда вертолетами.
К юбилею управление подошло в составе семи автоколонн, двух баз производственного обслуживания, ремонтно-механической мастерской, более 720 единиц техники — и все это на плечах тысячного коллектива.
Краеугольный камень в нашем сегодняшнем благополучии был заложен много лет назад ветеранами — огромная им за это благодарность! — с гордостью подчеркнул Александр Доронин.
Приоритет — безопасность и качество
На сегодняшний день Сургутское УТТ №5 сотрудничает с 28 подразделениями компании. Основными заказчиками среди них на протяжении многих лет являются буровые и вышкомонтажные управления, строительно-монтажные тресты, трест «Сургутнефтеспецстрой», Управление поисково-разведочных работ (УПРР) и СургутНИПИнефть.
Все автоколонны управления — специализированные. В одной сосредоточены транспортные тракторы, в другой — тяжелые бульдозеры, задействованные на рыхлении грунта, в третьей — крановая гусеничная техника, работающая на монтаже и демонтаже буровых установок. Для нужд вышкомонтажников, которых транспортники Сургутского УТТ №5 обеспечивают техникой для погрузки, разгрузки и перевозки тяжелого бурового оборудования, предназначены мощные краны и тягачи. В составе автопарка предприятия, задействованного на строительстве зимних дорог, на подготовке карьеров, монтаже, демонтаже и перевозке буровых установок, — лучшие образцы отечественной техники. В основном это многоцелевые транспортеры, по виду очень напоминающие самые настоящие танки, а также более тяжелые тракторы-болотоходы, тракторы и спецтехника с различным оборудованием.
— Часть вездеходов управления используется СургутНИПИнефтью — научным подразделением нефтяников, чтобы геологи могли преодолевать большие расстояния от одной точки до другой при проведении изыскательских работ и отборе грунта. Поэтому специально для этих целей «научный вездеход» оборудован промышленной буровой установкой, позволяющей доставать образцы породы даже с 50-метровой глубины. География поиска при этом чрезвычайно широка — все месторождения и новые лицензионные участки Сургутнефтегаза. Кроме того, у нас в управлении имеются легкие тралы грузоподъемностью до 40 тонн, которые являются в буквальном смысле «ногами» управления: на них развозится по объектам на ближние и дальние нефтепромыслы гусеничная техника. Есть и техника, которая обслуживает собственное производство: грузовые, легковые автомобили, машины техпомощи, доставляющие на линии ремонтные бригады, запасные части и масла, — рассказал Дмитрий Титов, главный инженер Сургутского УТТ №5.
Самым жарким временем в ремонтно-механической мастерской Сургутского УТТ №5 является весенне-летний период, когда идет подготовка к осенне-зимнему сезону работ. Ветеран труда ПАО «Сургутнефтегаз», слесарь 5 разряда Андрей Филатов утверждает, что до начала холодов перед коллективом стоит задача привести в безупречное состояние весь подвижной состав, задействованный в сезонных работах, предупреждая отказы техники в самый ответственный момент.
— Через цеха РММ проходит более 120 единиц вездеходной техники автоколонны №9. На полное восстановление — с ремонтом и обслуживанием двигателя, коробки передач, ходовой части — в среднем уходит около трех недель. Ежедневно в летний период в мастерской находится не менее четырнадцати единиц тракторной техники и вездеходов. Главное в нашей работе — качество ремонта, ведь с наступлением зимы транспорт отправится на дальние месторождения, — считает Андрей Филатов.
За 35 лет работы в УТТ №5 передовик производства отмечен на федеральном и окружном уровнях, награжден медалью второй степени «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса». Андрей Филатов щедро делится накопленными знаниями и своим мастерством с молодыми рабочими. Так и Алексею Вольфу, водителю вездехода 6 разряда автоколонны №9, посчастливилось трудиться с мастером своего дела.
— Мне повезло с наставником — «танкистом» с большим опытом, ведь Андрей Дмитриевич сам начинал с водителя вездехода. Благодаря его бесценным советам, учитывая постоянную модернизацию техники, нам удается оперативно внедрять передовые приемы и методы работы, соответственно, и производственные показатели растут. Многое еще зависит и от слаженности коллектива, мы понимаем друг друга буквально с полуслова, а то и с полувзгляда, — поделился эмоциями Алексей Вольф.
Как и пять десятилетий назад, главное достижение предприятия — это одна большая эффективная команда. Здесь работают душевные, преданные своему делу люди. Здесь сильны традиции преемственности поколений, и потому есть кому продолжить славную летопись управления. Коллектив уверенно смотрит в будущее, вновь и вновь, прокладывая путь к нефти!