МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Югра

Роман Саламатов: «Я вижу чёткую перспективу до 2017 года»

«Север» не пугает цифровая революция в России

В профессиональном телевизион­ном сообществе Югры генеральный директор телерадиокомпании «Север» Роман Саламатов — уважаемая фигура. За первые 13 лет служения телемузам прошел путь от начинающего монтажера до руководителя предприятия. 

Заочно окончил ВГИК по специальности «Кинооператор». Возглавлял операторский цех телекомпании «СургутИнформТВ», участвовал практически во всех масштабных проектах местного телевидения.

В 2004 году Роман Саламатов возглавил ТРК «Север» — муниципальную компанию Сургутского района. За короткий период сумел вывести «Север» на уровень ведущих электронных СМИ региона и превратить его в медиа-холдинг, который уверенно чувствует себя среди конкурентов на рекламном рынке и уже отмечает юбилеи успешных медийных проектов. Накануне исполнилось пять лет со дня запуска радио «Серебряный дождь» в Сургуте. Чем не повод для разговора о перспективах компании и отрасли в целом? Роман Саламатов ответил на вопросы «МК»-Югра».

 — В мае следующего года исполнится десять лет, как вы возглавляете ТРК «Север». Какие основные события произошли в жизни компании за прошедший период?

— Когда я пришел на должность директора, «Север» делал «врезки» своих программ в эфире каналов «Культура» и «Югра». Телесигнал еле покрывал Сургут и Белый Яр. Основное содержание новостей составляли городские события. По сути, районное ТВ в районе-то и не видели. Собственных вещательных лицензий и каналов у компании не было.

Первое, что мы начали делать, — разрабатывать частоты и оформлять лицензии. Администрация Сургутского района приступила к строительству сети спутникового телевидения, чтобы обеспечить доставку качественного телесигнала во все уголки района и таким образом создать на территории единое информационное пространство. Это стратегическое решение в 2004 году принял глава муниципалитета Дмитрий Макущенко. Сегодня мы обслуживаем сеть, включающую 13 передатчиков, вещаем на всю территорию Сургутского района в диапазоне выделенных нам частот. Сигналом со спутника накрываются даже такие отдаленные деревни, как Тайлаково или Таурова, находящиеся вблизи границы с Тюменской областью.

Помимо эфирно-спутникового телевидения, мы были пионерами среди местных компаний в области кабельного вещания. Эфирной частоты в городе у нас не было, а в 2007 году Мининформсвязи вовсе прекратило выдачу лицензий на аналоговое телевещание. Мы не стали ждать внедрения цифрового ТВ. Еще в 2005 году поверили в перспективу развития кабельного телевидения, в то, что оно придет в большинство домохозяйств города, и на этом можно будет зарабатывать, продавая рекламу. Сегодня мы вещаем в сетях практически всех операторов связи, работающих на местном рынке.

— Какие телеканалы являются вашими сетевыми партнерами?

— Мы сохранили сотрудничество с ОТРК «Югра»: в вечерних и утренних «окнах» ее эфира транслируются наши программы. Окружной телеканал адресован массовой аудитории, охватывает интересы разных возрастных и социальных групп. «Югра» выстраивает мос­тики между муниципалитетами автономного округа, дает представление о жизни наших соседей-земляков.

С 2005 года мы сотрудничаем с группой «СТС Медиа». Объективно это самый успешный телевизионный холдинг в России. Сначала мы запустили на своей частоте телеканал «Домашний». Он качественно очень вырос за последние годы. Все, что интересует женщин, находит отражение в программах и сериалах канала.

В 2009 году мы стали партнерами ДТВ, который два года спустя вошел в «СТС Медиа», был переформатирован и переименован в «Перец». Новое название дает представление о содержании: нечто остренькое, с перчинкой, подаваемое в легком, развлекательном формате. Ряд программ делается с помощью любительских видеоматериалов, снятых на мобильные телефоны или видеорегистраторы. «Перец» активно использует новые информационные технологии, некоторые программы из Интернета получают прописку в его эфире. Основу зрительской аудитории составляют мужчины в возрасте от 25 до 40 лет.

— С какого времени ТРК «Север» оправдывает слово «радио» в своем названии?

 — С декабря 2008 года. В минувшую пятницу мы отметили пятилетие вещания в Сургуте радиостанции «Серебряный дождь». Весь день прямой эфир на всю страну вели ведущие из сургутской и московской студий, а вечером в ЦКиД «Камертон» мы отметили событие в компании наших сотрудников, друзей и партнеров. «Серебряный дождь» имеет в Сургуте устойчивую аудиторию — это интеллигентные, состоятельные люди, интересующиеся политикой и экономикой, являющиеся гурманами в области музыкальных вкусов. Этой публике по душе дискуссии на актуальные темы, ей нравится энциклопедическая образованность ведущих «Сереб­ряного дождя», наличие у них собственного мнения по любому поводу.

 — Планируется ли вывод на местный рынок других форматов радио?

 — До конца этого года совместно с издательским домом «Победа» мы планируем запустить на эфирной частоте 90.3 ФМ «Дорожное радио». Это самая рейтинговая станция в стране среди слушателей в возрасте старше 25 лет. Вещая с радиотелевизионной станции «Белый Яр», мы планируем накрыть сигналом «Дорожного радио» основные федеральные автотрассы в Югре и несколько крупных городов и районов. В эфире этой станции всегда много российской музыки и новостей, актуальных для автомобилис­тов. Я думаю, многим будет интересен сервис, который позволяет предварительно заказывать песню по звонку в call-центр. Система автоматически формирует плей-лист музыкальной программы по заявкам радиослушателей.

— Считается, что глобальная сеть — это место спасения от надвигающегося цифрового телевидения, которое якобы уничтожит все местные станции. Вы согласны с этим? «Дружит» ли «Север» с Интернетом?

— Вспоминается фраза из фильма «Москва слезам не верит»: «Не будет ни книг, ни газет, ни театров, ни кино. А будет одно сплошное телевидение». Прогноз, как известно, не сбылся. Также и с «цифрой» сегодня. Пока ею пугают, народ на местах освоил альтернативные способы доставки контента конечному потребителю, и Интернет здесь на первом месте. Свой сайт tvsever.ru мы переформатировали в полноценный интернет-портал, который дает возможность удаленного просмотра наших программ на любом современном гаджете с любой известной операционной системой. Можно смотреть он-лайн, можно в записи, поисковая навигация позволяет легко найти материал в архиве.

Кроме того, мы пытаемся монетизировать сервисы на портале. Например, благодаря Сургутнефтегазбанку организовали услугу интернет-эквайринга, с помощью которой любой посетитель портала может по Интернету заказать и оплатить объявление «в бегущую строку» на наших телеканалах. Сейчас мы отслеживаем востребованность этого сервиса. Возможно, что таким способом мы будем продавать и остальную рекламу.

— Вы зарабатываете на рынке рекламы только медийными ресурсами?

— В 2012 году совместно с ТРЦ «Союз» мы вывели на рынок новый рекламный носитель — светодиодный экран площадью 40 кв. метров на фасаде здания торгово-развлекательного центра. Он находится в зоне одного из самых оживленных перекрестков в Сургуте. Ежедневно через этот участок автомагистрали, по данным ГИБДД, проезжает около 35 тысяч автомобилей. Практика уже доказала эффективность этого носителя. Многие наши клиенты размещают свою рекламу одновременно на ТВ, радио и светодиодном экране, пользуясь выгодой пакетных предложений.

 — Будучи самостоятельным предприятием, которое живет по коммерческим законам медиа-рынка, ТРК «Север» продолжает активно сотрудничать с администрацией Сургутского района. На какой основе сейчас строятся ваши отношения?

— Они строятся на договорных условиях. Администрация ежегодно объявляет конкурс на создание тех или иных телепрограмм. Это открытые аукционы, в которых может принять участие любое предприятие нашего профиля. Естественно, мы участвуем и в случае победы заключаем муниципальный контракт сроком на один год. Последним договором было предусмотрено финансирование информационных программ «Новости Севера» и «Формула событий», а также проектов, посвященных 90-летию Сургутского района. Среди них — серия документальных фильмов «Знай наших!» о выдающихся земляках, вписавших свое имя в историю района, и цикл познавательных передач «Точка на карте» об историко-культурных и природных достопримечательностях — Барсовой горе, Музее Природы и Человека, Юганском заповеднике и других.

Наша документальная продукция — это фактически визуальные учебные пособия, которые можно использовать в просветительских целях в музеях, библиотеках, учреждениях образования. ТРК «Север» исполняет две важные социальные функции для жителей Сургутского района — информирование и просвещение.

— Какими вы видите ваши СМИ, скажем, через десять лет?

— Это слишком далекий горизонт планирования. Я вижу четкую перспективу до 2017 года с учетом имеющихся у нас вещательных лицензий и разрешений на использование частот. Ясно, как будут развиваться наши отношения с сетевыми партнерами, какие программы выпускать, в какую сторону двигаться в работе с рекламодателями. А дальше многое будет зависеть от того, какие изменения претерпит федеральное законодательство о телерадиовещании. 2017 год — революционный для отрасли: практически повсеместно телевидение в России должно перейти в цифровой формат. Сфера нашей деятельности очень сильно зависит от государственного регулирования. Нельзя исключить появления ограничений в Рунете, например, усложнения процедуры регистрации сайтов и т.п.

Что касается позиционирования на рынке, сегодня «Север» знают как компанию Сургутского района, и этот имидж для нас органичен. Вместе с тем мы должны быть готовы к любым политическим и экономическим переменам, поэтому намерены увеличивать количество и объем рыночных медиа-продуктов, адресованных предприятиям малого и среднего бизнеса. Потребительский рынок в нашем регионе продолжает расти, параллельно с ним растет рынок рекламы, значит, нам необходимо бороться там за место под солнцем.

КОРОТКО О ПРИСТРАСТИЯХ

— Если исключить программы ваших каналов, что вы смотрите по телевизору?

— Документалистику. Особенно историческую. Очень нравятся каналы 24.DOC, «Звезда». Как болельщик, конечно же, смотрю на «НТВ плюс» все, что связано с футболом.

— Самое яркое спортивное зрелище, за которым вы наблюдали с трибун?

— Чемпионат Европы по футболу 2012 года. Сначала матч Россия — Чехия, который наши выиграли — 4:1. Потом игра вничью с Польшей. Мы сидели в секторе польских болельщиков, что добавляло адреналина в крови. (смеется).

— На вашей странице в Facebook выложены фото, где вы запечатлены в компании с футбольными «звездами»: Халком, Тимощуком, Спаллетти… Кто следующий?

— Не знаю… Может быть, Фабио Капелло, которого я поприветствовал после матча Азербайджан — Россия в Баку. (улыбается).

— Любимый телепроект, в котором вы участвовали как творец или продюсер?

— Документальный фильм «Хозяин тайги»: было приятно работать в хорошей компании. Плюс — это память о нашем друге и наставнике Юрии Мингалеве. Да и фильм получился достойным. Как продюсер мечтал сделать кулинарное шоу. И это получилось. В гостях у программы «Время есть» побывало много известных людей, остроумных собеседников.

— Любимая телеведущая?

— Хороший вопрос, если учесть, что моя супруга — телеведущая Марина Севастьянова. Что, по-вашему, я должен ответить? (смеется).

— Знаете анекдот на профессиональную тему?

— Да, один как раз в продолжение предыдущего вопроса.

Встречаются два кинооператора, давно не виделись.

— Говорят, ты женился?

— Да!

— Она красивая?

— Ну, это как свет поставишь! 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах