МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Югра

Блин сытный, хоровод широкий

Накануне весны в селе Тундрино Сургутского района отгуляли Масленицу

Центральная площадь сельского поселения Тундрино к полудню заполняется людьми. Под задорные народные песни всех сельчан, от мала до велика, приглашают в большой масленичный хоровод, где не так-то просто устоять на ногах! 

Веселый шарманщик развлекал гостей праздника. Фото автора.

Ведущие подгоняют: быстрее, быстрее! И вот уже в праздничном калейдоскопе закружились солнце, облака, улыбки детей, розовощекие лица. Участники хоровода выводят «улитку», закручивают хоровод и несутся дальше — праздничное настроение сразу охватывает всю площадь.

Настоящие русские красавицы в павловопосадских платках и ярких сарафанах создают особую атмосферу праздника и умело руководят хороводами так, чтобы никто не остался в стороне от веселого танца, втягивают в общее веселье всех до одного.

На празднике накрыты столы для угощения: есть чем подкрепить силы, отданные высокоскоростному и мегавеселому хороводу. Здесь, у согревающего костра, и горячий чай, и блинно-пироговое изобилие. На площади резвятся дети. Некоторые ребята предлагают гостям гуляния самодельные куклы-масленицы, различные нехитрые украшения, сплетенные собственноручно из ткани и бисера. Удивительно, на сельском празднике гуляет столько молодежи!

Масленица: смысл праздника

В древности в основе праздника лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны — в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. «Весна с зимой борются», — говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после  окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица, помимо идеи цикличности, несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресает, впитывает последний зимний снег, наливается соками. Обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий — не менее важный момент — продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее плодами. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна — поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь ее внешний антураж и то ликование, которое известно нам по произведениям дореволюционных писателей. 

После того как народ немного разогрелся, собравшихся поздравил с праздником широкой Масленицы глава администрации Сургутского района Сергей Черкашин. Он вместе с жителями села искренне порадовался укреплению доброй народной традиции проводов зимы, высказал надежду, что наступающая весна поднимет всем настроение, сплотит в едином желании плодотворно трудиться, тепло проводить время с семьями и, конечно, не забывать, как говорят в народе: весною день упустишь — годом не вернешь.

А сжигать обязательно?

История Масленицы уходит своими корнями в глубокое прошлое. Это древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Первоначально Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но сейчас предваряет Великий пост и зависит от его сроков.

Ритуальное сжигание чучела издревле имело глубокий смысл: уничтожение символа зимы необходимо для того, чтобы ее сила воскресла весной в злаках. В старину сжигали не только чучело, но и старые вещи, изношенную одежду, всяческий мусор, чтобы все это вернулось в обновленном виде, принесло достаток и благоденствие в дом.

Вот и в Тундрино не обошлось без сжигания чучела Масленицы — праздничный костер полыхал на берегу притока Оби. Это только добавило веселья во всеобщий праздник. Артем Морошкин, гость гуляний, приехавший из Нефтеюганска, поделился с корреспондентом «МК»-Югра» своим мнением насчет этого обычая:

— Я слышал, некоторые люди осуждают сейчас сожжение чучела. По мне, это весело и не несет ничего дурного. Мне нравится, что у нашего народа есть традиции. Это еще один повод, сближающий людей. Детишки веселятся и радуются, а это самое главное!

Каждый день недели Сырной седмицы, или Масленицы, расписан. У каждого есть свое особое название, традиции и правила как церковные, так и народные. Неделя делится на два периода: узкая Масленица (понедельник, вторник и среда) и широкая Масленица (с четверга по воскресенье).

 Жена Артема Морошкина, Галина, рассказала о своем любимом масленичном дне:

— Мой любимый день — суббота, или «золовкины посиделки». В этот день принято приглашать в гости родственников мужа. Это возможность узнать друг друга получше! Кроме того, мне нравится удивлять свою семью необычными рецептами блинов, которые я меняю каждый год. К примеру, в этом году у меня были томатные блинчики с луком. А сейчас еще и муки в магазинах большое разнообразие.

С чем блины?

 Обжорные ряды выглядели аппетитно! Но блинами дело не закончилось. Тут были и пироги - большие, открытые, и пирожки с капустой, блины сытные и сладкие, пицца и множество других лакомств.

Рецептом своих блинов поделилась жительница села Наталья:

— Главное, готовить с душой! Моим домашним нравятся блины из чечевицы. Готовить их просто. Чечевицу сварить, добавить туда яйцо и перемешать. Как остынет — добавить хлебные крошки, тмин, соль и перец и опять размешать. Из приготовленного теста слепить тонкие блинчики, обвалять, в чем пожелаете, и вперед — на сковороду! Получается и вкусно, и очень полезно!

Да, рецепт очень не­обычный — надо пробовать.

Пока весенний ветерок разносил по селу аппетитные ароматы, местная ребятня резвилась — ведь здесь были созданы все условия для игр! Немного поодаль от площади возвели большую крепость из снега, где шли нешуточные войны. Лошадь катала ребят на санях, а те, кто постарше, оседлали снегоход. По всей площади за малышней гонялся дрессированный цыганский медведь (конечно, переодетый артист), которого никак не мог поймать его хозяин. Он так и норовил схватить кого-нибудь из юных тундринцев.

Местный шарманщик зазывал посмотреть на диковинные вещи заморские, африканскую модель и другие чудеса света. Детишек развлекали ростовые куклы, цыгане и даже балерина.

После того как гости праздника поели блинов и отогрелись в машинах, на сцене перед ними выступили фольклорные коллективы Сургутского района, а сразу после этого начались молодецкие игры.

В России, как ни в какой другой стране, всегда было много богатырей, сила которых вызывала изумление у публики. Атлеты и борцы поражали зрителей своими силовыми трюками, о них ходили легенды, они выступали на ярмарках и спортивных аренах. Их богатырские забавы приносили людям большое удовольствие.

И сегодня не перевелись на Руси богатыри! На площади ребята показали свою силу в состязаниях «Богатырские бега», «Гиревая удаль», «Тяни-толкай» и поборолись в перетягивании каната.

Один из богатырей — 13-летний Вадим рассказал, как еще он проявляет свою силу:

— Мне нравится этот праздник! Дома всегда вкусные блины, мы ходим по гостям, и мне разрешают дольше гулять. Мы с друзьями во дворе строим свою снежную крепость. По правилам, наша команда обороняет крепость, а другая команда пытается наш замок захватить. Вот тут и нужна сила!

Сделай сам

На народных масленичных гуляниях положено мастерить куклу из соломы, что и сделали маленькие жители села Тундрино. Вероника рассказала, что это совсем несложно:

— Если у вас нет соломы, можно взять диванный валик. Перевязать его в нескольких местах веревкой, чтобы он сохранял форму. Затем сверху повязываем платок — это голова Масленицы. Если у вас дома есть веревочки или как у нас, уже нарезанные полоски ткани, заплетите их в косички и прикрепите к голове куклы. С одеждой придется повози­ться — тут все на ваш вкус. Все — кукла готова!

В прошлом в каждом доме делали маленьких кукол-маслениц не только из соломы, но и из ткани, мешковины — у кого на что хватало фантазии и материала. Домашних кукол-маслениц в последний день бросали в печку или, разорвав куклу, относили в хлев к скоту, что имело целью обеспечить плодовитость домашних животных.

Масленичной кукле приписывалось влияние и на, как сейчас говорят, улучшение демографической ситуации. Молодые супруги должны были обязательно посетить родителей в один из праздничных дней, и первое, что они видели, подойдя к родительскому дому, — соломенную куклу на коньке крыши. Это был знак, что пора продолжить род.

Праздник закончился масленичным шествием по всей деревне, где Масленицу провожали шутками, песнями и смехом к притоку Оби, чтобы сжечь ее и спокойно готовиться к весне. Хочется отметить, что, хоть Масленицу и называют пережитком прошлого, по сути, это все же один из самых любимых народных праздников россиян. В эту неделю многие встречаются со своими родственниками, на которых все как-то не было времени, делятся новыми открытиями в приготовлении блинов и оттаивают сердцем, радуясь уже не зимнему солнцу.

Ну а если местная власть решается устроить широкие гуляния (как это происходило повсеместно в населенных пунктах Сургутского района, ведь Тундрино — это только одна иллюстрация из многих), то честь ей и хвала. Возрождение исконно народной традиции, объединение людей посредством активных забав, пропаганда здорового образа жизни остаются в фарватере социального развития в поселениях Сургутского района. 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах