И только я подумала о людях (а воспоминания нахлынули на меня в самолете рейсом из Москвы) — встретила знакомый взгляд. Узнала сразу. Впервые этого человека я увидела совсем мальчишкой — светловолосая кудрявая шевелюра, и глаза — огромные, синие-синие. Конец 1980-х, Сургут, ДИ «Нефтяник». Мальчик Вова Матийченко играл Кая в спектакле «Снежная королева» (первый заработок для подростка!). А я, между прочим, была Снежной королевой… Давно это было. Если кто не знает: последние десять лет Владимир Матийченко — художественный руководитель крупнейшего окружного театра — Сургутского музыкально-драматического, заслуженный деятель культуры Югры.
Тогда, в самолете, я чуть не спросила: «Володь, тоже хотел сбежать из Югры?». Но осеклась: ему-то зачем? Матийченко если и нужно сбежать — то есть куда. Там, внутри него, — такая внутренняя вселенная, такое внутреннее солнце, моря и сады… Этому человеку географические перемещения на юг, к теплу, для энергетической подпитки не нужны.
Культура и экономика — где связь?
Разговорились. Оказалось, в последнее время он часто бывает в Москве, ездит на учебу. Ты ж выпускник ГИТИСа, Володь? Но учеба, выяснилось, идет совсем по другой части. Матийченко прошел конкурсный отбор от округа и поступил на обучение по программе «Экономика и управление предприятием» Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ.
— Почему-то считается, что творчество и экономика — вещи несовместимые. Понимаю теперь, что это ошибочно. Я, безусловно, благодарен округу, что мне, творческому человеку, дают базовые знания по экономике. Потому что, нащупав систему, начинаешь совсем с другого ракурса видеть проблемы учреждения, по-иному ищешь пути их решения, — вот что он мне тогда сказал.
А я подумала, что связь в противоположном направлении (для бизнесмена быть в рамках культуры) тоже очень важна. Сейчас все говорят о креативном классе, который должен менять будущее, внедрять процессы, связанные с диверсификацией экономики. Но, знаете, эти новаторы, прежде всего, должны быть творческими людьми, с передовыми установками, выверенными и с точки зрения культуры тоже.
Матийченко со мной согласился:
— Инновационное, экономически креативное мышление не может появиться в обществе, чуждом творчеству, искусству. Поэтому в корне неверно недооценивать значение культуры для модернизации общества и нашей экономики, а именно это повсеместно сейчас, увы, происходит.
Конечно же, я спросила, что нового в театре. С начала года, рассказывает, запустили проект «Уроки литературы в театре» — это один из крупнейших проектов, реализованных под эгидой Года литературы в Югре.
— Изначально задача была такой — театру нужен зритель, но сам он не сформируется. Так был подобран формат, который устраивал и нас, и наших партнеров — департамент образования Сургута: учащиеся посещают театр, где идут спектакли по произведениям школьной программы. При этом перед спектаклем открытые уроки по заданной тематике проводят лучшие педагоги-словесники города. Проводят максимально творчески, с использованием средств мультимедиа и т.д. А после зрители пишут сочинения, отзывы на спектакли. Таким образом, театр выполняет свою миссию, плюс проект рентабельный — люди покупают билеты. А департамент решает задачи популяризации чтения, литературы в целом, театрального искусства, формирования в юных умах этических и эстетических установок, — поясняет мой собеседник. — Представь: каждый десятиклассник — участник проекта — в 2015 году увидел на профессиональной сцене пять полноценных спектаклей — по Серебряному веку, Пушкину, Фонвизину! И это не потребовало средств бюджета.
«Развитие зрительского творческого потенциала» — значится среди задач Сургутского театра согласно концепции развития учреждения. Так оно и есть! Ведь тут аккумулируется творческий ресурс и педагогов, и подростков. В этом я сама убедилась, сразу же по приезде посетив один из спектаклей проекта «Уроки литературы в театре». Перед спектаклем «Среди миров, в мерцании светил…» на сцену вышли учащиеся 10-го класса школы №6. Высокие, современные парни. Не гуманитарии! Математический класс. И стали читать стихотворения поэтов Серебряного века. Остолбенела не только я. Даже актеры замерли в удивлении. Перед нами были юноши, которые чувствовали, слышали поэзию, наслаждались магией поэтических строк. Где бы я еще такое увидела!
Кредо Сирано
…Оглядываясь на молодую публику в тот вечер, памятью я уносилась в другой зал. Май 2009-го, Ханты-Мансийск, КТЦ «Югра-Классик». Сургутский театр выступает с большими гастролями, и на сцене — спектакль Матийченко «Сирано де Бержерак».
— Режиссер Владимир Матийченко может многое. Кроме одного: он не способен на банальный ход. Органически противостоит любым общим местам, трюизмам и стереотипам. И вовсе не потому, что такой вот он, Матийченко, оригинал, не потому, что хочет всех поразить... Просто его творческое сознание противостоит сознанию обыденному, и его художественная природа всегда «выдает» неординарные решения, — высказалась после просмотра «Сирано» редактор «Петербургского театрального журнала» («ПТЖ») Евгения Тропп.
«ПТЖ» — одно из самых авторитетных профессиональных изданий о театре в России. И оценке этой редакции можно доверять. Так вот, «Сирано». Есть там такой пронзительный монолог главного героя со словами:
Смеяться от души, смотреть как мне угодно,
И громко говорить, и песнею своей
Смущать врагов своих и радовать друзей!
Не думать никогда о деньгах, о карьере,
И, повинуясь дорогой химере,
Лететь хоть на луну, все исполнять мечты,
Дышать всем воздухом, гордиться всей свободой,
Жить жизнию одной с волшебницей природой,
Возделывать СВОЙ сад, любить СВОИ цветы!
«Возделывать СВОЙ сад»… В этих строках, как мне кажется, кредо самого Матийченко. И этим ощущением творческой свободы, незашоренности сознания пропитан весь мощнейший репертуар СМДТ и прежде всего — спектакли самого Матийченко. «Поэт стремится не к признанию, а к пониманию», — писал И. Бродский о сути творчества. Владимир Матийченко — он именно такой, он мыслящего зрителя ждет и вызывает его на диалог в своих спектаклях «Ночь Гельвера» по Вилквисту, «Лисистрата» по Аристофану, «Золотая цепь» по Грину, «Чудо в перьях» по Фонвизину...
Время ультиматумов ушло
Кстати, о зрителе. В свое время рассказала мне показательную историю одна из первых актрис театра (не буду называть ее имя, она еще здесь служит). Дело было в начале 2000-х, в ту первую пятилетку, когда новорожденный Сургутский театр вертелся, как мог, без собственного помещения. Все службы театра располагались в разных концах города, коллектив был разрознен. Ближе к концу года актеры (напомню: это были выпускники первого набора Сургутского филиала ГИТИСа) узнали, что им предстоит готовить новогоднее представление для детей. И — встали в позу: не будем! Мы, говорят, не на актеров ТЮЗа учились, нас готовили для серьезного репертуара.
Что было делать главному режиссеру? Пойти на поводу у актеров означало бы сделать первый шаг к анархии, разрушить регламент работы, и без того сложной в хаосе бездомья. Матийченко не стал никого воспитывать. Не стал угрожать. Сказал: «У вас есть два часа на раздумье. Через два часа я возвращаюсь в зрительный зал. Если вас здесь не будет — уйду я. Если вы все будете на сцене — мы начинаем репетицию». Мне до сих пор трудно представить, что тогда пережил Володя! А ведь он был ненамного старше своих актеров… Через два часа он вернулся. На сцене была вся труппа. Для актеров это было уроком: не бывает зрителя молодого или старого. А искусство не терпит вкусовщины.
С тех пор в Сургутском театре не нужно доказывать значимость детских спектаклей. Более того. Даже когда бюджет вообще не выделяет средства на постановки (а такое случается все чаще), детские премьеры в СМДТ рождаются каждый год. В этом году с 22 декабря по 5 января — премьера новогоднего мюзикла «Аленький цветочек». Заглядывала на репетиции в зал: там что-то невероятное творится! Помимо знакомых героев — белые медведи, аборигены и… огромный воздушный шар! Над спектаклем работает постановочная группа из столицы под руководством Петра Орлова, главрежа московского Театра на Перовской.
Эта же команда создала здесь два года назад мюзикл о Золушке — «Когда часы 12 бьют…». Это, говорят сургутяне, был такой хит! 19 декабря спектакль, кстати, приглашен к показу на Губернаторской елке в Ханты-Мансийске. И 19-го же его покажут в окружной столице еще раз, для всех желающих. В Сургуте мюзикл о Золушке идет в каникулы, 7 января. Я сама не видела, так что поведу малолетних родственников в театр обязательно. И вообще, уже решила, что 3-10 января загляну в театр еще не раз. Приедет родня, вот и покажу город, свожу на «взрослые» спектакли: в СМДТ и драмы в репертуаре значатся («Украденное счастье», «Личное дело №1899. Анна Ахматова»), и комедия Матийченко — «Лисистрата» (эту уже видела, но посмеяться готова снова, с удовольствием!).
Доверяют — значит, всё в порядке
Конечно, скажет читатель, автор определенно благосклонен к театру и его людям, раз их столько лет дружбы связывают. Оно, конечно, так. Но есть и объективные данные (свежие! только-только, как специально, к этой статье подоспели!), которые свидетельствуют: Сургутскому театру доверяют самые разные сообщества. Вот, к примеру, инсайдеры мне нашептали: скоро опубликуют результаты независимой оценки деятельности учреждений культуры округа. И как вы думаете, у кого самые высокие баллы? У Сургутского театра.
Или тут еще подруга из Тюмени позвонила, журналист. Рассказала: Владимира Матийченко выбрали в правление Тюменского отделения Союза театральных деятелей РФ (СТД) на новый пятилетний срок. СТД — орган общественный, работает не на зарплату и не за приближенность к власти, а в целях консолидации профессионального сообщества. Это сообщество, собственно, Матийченко в члены правления и выбрало (после его исчерпывающего доклада по проблемам региональных театров, поясняют очевидцы).
Ну и последняя новость: Сургутский театр получил приглашение Представительства Россотрудничества в ФРГ представить свои репертуарные спектакли на больших гастролях в Берлине — самом театральном городе Европы, если не мира. При этом выбор репертуара определяла германская сторона: будет и Ахматова, и Пушкин, и русский водевиль… А ключевым событием гастролей станет показ спектакля Матийченко «Точки… невозвращения», созданного по мотивам творчества Э.М. Ремарка…