Как сделать, чтобы языки коренных малочисленных народов сохранялись и развивались, чтобы молодежь говорила на языке своих предков и хранила национальные традиции? Это обсуждали участники прошедшего недавно в Ханты-Мансийске международного форума "Год языков коренных народов в России", организованного Федеральным агентством по делам национальностей, правительством Югры и ПАО "ЛУКОЙЛ".
Одной из главных тем обсуждения стала тема образования. Страны и регионы рассказывали о своих наработках в организации обучения родным языкам - в том числе был представлен югорский опыт. В Югре с незапамятных времен проживают люди трёх национальностей – ханты, манси и лесные ненцы. В системе образования предусмотрен ряд мер, призванных обеспечить передачу новым поколениям навыков речи и письма на родных языках. О них рассказал директор департамента образования и молодежной политики автономного округа Алексей Дренин: "Сегодня родные языки в Югре изучают дети в 15 детских садах и 24 школах, но для развития языков этого недостаточно. Следует последовательно заниматься подготовкой кадров, поэтому в 2017-2018 годах все преподаватели родных языков в Югре прошли курсы повышения квалификации. В 2019 году Нижневартовский государственный университет начинает подготовку филологов-преподавателей родных языков». Напомним, некоторое время назад учителей этой специальности готовили в Югорском госуниверситете.
Власти Югры стремятся обеспечить детей учебниками на родных языках и активно сотрудничают с издательством «Просвещение». Результатом этого взаимодействия стал в 2018 году выпуск нескольких учебников по мансийскому языку, а сейчас идет разработка учебников хантыйского языка, которые также будут изданы в ближайшем будущем. Из 7,5 тысяч школьников и дошкольников Югры родные языки изучают 2100 детей. Ежегодно проводятся фронтальные диктанты на хантыйском, мансийском и ненецком языках, олимпиады по родным языкам. В апреле 2019 года состоится первый форум учителей родных языков Югры.
О важности подготовки учителей высказался директор института народов Севера РГПУ им. Герцена Игорь Набок. Этот институт готовит преподавателей пятнадцати языков коренных малочисленных народов и готов продолжать развитие этого направления. «Мы верим в наших детей, ждём их из отдалённых регионов, готовы дать им качественное образование, - заверил директор учреждения. - Для абитуриентов коренных малочисленных народов Севера, приезжающих в институт из отдалённых регионов, должны быть созданы особые условия и оказана социальная поддержка».
Материал подготовлен на средства гранта департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.