Недавно жителям района представилась возможность пообщаться с известным писателем, лауреатом национальных литературных премий Михаилом Елизаровым. Он приехал по приглашению в рамках библиотечного проекта «Творческая регата». Этой осенью Сургутский район, который празднует 90-летний юбилей, посетят семь отечественных литераторов, самых читаемых современников.
— В прошлом году мы запустили проект «Актуальное чтение», суть которого — приобретение в библиотеки Сургутского района самых ярких, актуальных, востребованных у читателя, самых титулованных книг отечественных писателей, — рассказывает о предыстории проекта Ирина Ковалева, заместитель директора Сургутской районной библиотечной системы. — В своем выборе мы ориентировались на мнение библиотекарей, изучали тематические группы в социальных сетях Интернета. Просмотрели long- и short-листы литературных премий и в итоге собрали неплохой фонд современной литературы. Отметили, кого читают, кого любят. Это и стало определяющим в выборе участников еще одного нашего детища — проекта к юбилею территории «Творческая регата».
— Конечно, окончательный список наших гостей зависел еще и от того, кто откликнется на приглашение приехать к нам в район, — добавляет Ковалева. — Правда, у нас были свои козыри. Во-первых, сейчас Сургут и Сургутский район на слуху, я бы сказала, стало модным упоминать его в фильмах, сериалах. Поэтому к нам охотно едут. Во-вторых, в переговорах мы подчеркивали, что приглашаем писателей в небольшие северные, удаленные от большой цивилизации населенные пункты. Это тоже сыграло определенную роль. Авторам это интересно: кто-то едет за новыми литературными героями, кто-то за романтикой. Так или иначе, из тех, кого мы пригласили, нам никто не отказал!
Первым в Сурутский район прибыл детский писатель Дмитрий Емец. 15 -16 сентября он побывал в самобытной деревне Русскинская, поселках Солнечный и Ульт-Ягун. Спустя десять дней организаторы «Творческой регаты» встретили Михаила Елизарова. Его маршрут — Сургут — Лянтор — Нижнесортымский (кто куда поедет — решали сообща, учитывая пожелания гостей и географическое расположение населенных пунктов, равно как их транспортную доступность).
— Почему бы не съездить куда-то, не познакомиться с городом, где я никогда не бывал? Почему бы не посмотреть на Обь? Для меня это, безусловно, событие, — объяснил Михаил, который оказался большим человеком в прямом смысле слова — богатырского роста, весь в черном, с длинными волосами, убранными в хвост. Предстал в образе эдакого современного пилигрима: в высоких солдатских ботинках-внедорожниках, кожанке, с рюкзаком за плечами. — Писателю нужно ездить, смотреть, чтобы питаться новыми впечатлениями.
Гостю показали красоты Лянтора: провели экскурсию по этнографическому музею ханты, в том числе по его живописной парковой зоне. Елизаров отметил, что жители мегаполисов могут завидовать жителям Сургутского района: там такой колоритной осени нет.
На живое общение с публикой в формате вопрос-ответ ушло больше часа. Правда, Елизаров признался, что чаще выступает с концертами, поет песни под гитару, поэтому он сомневался в удаче формата встречи с читателями: «Я не настолько интересный человек, чтобы целый час меня о чем-то спрашивать. Вдруг я начну повторяться!». Но отступать было поздно, музыкальный инструмент Михаил с собой не привез, пришлось доказывать, что устной речью он владеет не хуже, чем письменной. И вопреки сомнениям, встреча получилась живой, а разговор очень содержательным.
Писателя спросили, как найти книге удачный заголовок. Он ответил, что в его практике заголовок рождается первым. Нередко бывает, толковую идею подсказывают редакторы издательства. Михаил припомнил, что звучное имя роману «Санькя» Захару Прилепину нашли в издательстве «Ad Marginem», с которым крепко дружит и сам Елизаров.
— По задумке автора книга должна была называться «Дорога в ноябре», — продолжает писатель. — Проходное название, которое запросто могло бы погубить писательский труд, люди бы даже с полки не стали брать… И тут ребята-издатели, с их-то чутьем, подсказали — «Санькя». Как «вкусно» звучит!
— Почему в ваших книгах присутствует нецензурная лексика? — обратилась к автору зрелая женщина.
— В диалогах моих героев я добиваюсь естественности, — так ответил Елизаров. — Представьте такую сцену: едет мужик на автомобиле, вдруг мотор глохнет. А тот в духе Рины Зеленой всплескивает руками и восклицает: «Какая досада!». Согласитесь, не натурально получается…. Ненормативная лексика — это часть русского языка, которую чаще всего используют для эмоциональной окраски. Это же кладезь! И я не вижу ничего зазорного, что как писатель я этим инструментом языка пользуюсь. Жестко — не значит пошло. Вася Сигарев — молодой, талантливый режиссер показывает быт маленького северного городка, офицер везет проститутку в военную часть… Жесткая история. Но это искусство. А искусство не может быть пошлым. Пошлость — это «С легким паром-2», пусть там ни одного матерного слова нет. Кстати, некоторым песням Шнура, Сергея Шнурова — солиста группы «Ленинград», хоть он не ругается матом, а им разговаривает, я дам другую оценку — талантливо.
Тем же мерилом наш современник, автор романа «Pasternak» оценил творчество нобелевского лауреата Бориса Пастернака. В своей книге он развенчивает культ этой личности, говорит о нем как о посредственности. «Великие поэты — это Велимир Хлебников, Осип Мандельштам. Самый масштабный писатель того времени — Владимир Набоков. Если их Нобелевская премия обошла стороной, значит, вмешалась политика. Необъективно судили. Все равно, что сейчас премию мира дали бы «Pussy riot», понимаете? Но это мое личное мнение», — высказался Михаил.
«Есть ли в современной литературе цензура»? — еще один вопрос «с перчиком» для Елизарова. Сказал: цензура нужна, она рождает в писателе изощренность. Встает новая задача: как донести смысл до читателя. Художник ищет новые приемы. Сложно бывает. Но если есть талант, то все складывается. В доказательство своих слов Михаил Елизаров вспомнил прозу литературного самородка Василия Шукшина. Такой общий диалог получился в Лянторе — скорее, о литературе, о нравах и о современности, чем непосредственно о творчестве Михаила Елизарова.
— Если идешь на встречу, нужно что-то посмотреть, почитать. Чтобы было о чем с человеком говорить. Поэтому я в Интернете смотрела все, что возможно — видеоролики, книги, регалии, — рассказала о своей подготовке к встрече с писателем Ирина Ремезова, жительница Лянтора. — Слушала, какие песни поет, чтобы понять, чем дышит, чем живет человек. И книгу Михаила Елизарова специально в Сургуте купила, последнюю, что вышла в печать, она называется «Мы вышли покурить на 17 лет». Считаю, что это очень современный писатель. В книге объединены небольшие рассказы о современной жизни в мегаполисе. Юмор есть, яркие необычные сравнения. Буду дальше читать. Потому что нужно идти в ногу со временем, даже если живешь в небольшом городке, как наш.
Кстати, чтобы познакомиться с модным автором, на встречу с писателем в Лянторе собралось около пятидесяти человек — в основном люди старшего поколения.
— Накануне подобная встреча прошла в Сургутской Центральной районной библиотеке имени Пирожникова. Были опасения: наберем ли зал? Но, вопреки сомнениям, люди проявили большую заинтересованность. Мы выложили информацию в социальных сетях, появилось много отзывов. Пришла молодежь — старшеклассники, студенты. Наш зал рассчитан на 60 мест, если плотно сидеть. Поговорить, послушать Елизарова пришли 90 человек, — рассказывает Ирина Ковалева, куратор проекта «Творческая регата». — Мы не боремся за количество. Главное, чтобы пришли люди, которым это действительно интересно. Тогда будет эффект, на который мы рассчитываем. Он, собственно, уже достигнут. В библиотеках Сургутского района ни на одной полке нет книг Дмитрия Емца, а сейчас уже и Михаила Елизарова. Они все на руках.
К слову, Михаил Елизаров в тот же день отправился к нашим соседям, в Нижнесортымский. А лянторцы вновь в ожидании интересной встречи. Скоро к нам приедет не менее знаменитый Захар Прилепин.
Об участниках проекта «Творческая регата»
Михаил Елизаров — личность неординарная. Невозможно однозначно сказать, кто же он по профессии: писатель с филологическим, музыкальным, режиссерским образованием, или музыкант. Может быть, именно эта многогранность автора придает его произведениям особенный колорит. В 2008 г. он стал лауреатом литературной премии «Русский Букер» за эпатажный, полный неожиданностей роман «Библиотекарь», в 2011 г. — за сюрреалистический роман «о детстве» «Мультики».
Дмитрий Емец — детско-подростковый писатель, который в 22 года стал самым молодым членом Союза писателей России. Его дебютная книга — повесть-сказка «Дракончик Пыхалка». Наибольшую известность автору принесли литературные сериалы «Таня Гроттер» и «Мефодий Буслаев», а так же произведения в жанре фэнтези «Сердце пирата», «Город динозавров» и многие другие.
Владимир Сотников известен приключенческими детективами для детей, в основе которых живой сюжет, непринужденный юмор. «Простофилей быть не просто», «У сыщиков каникул не бывает», «Похищение лунного камня» — вот только незначительный перечень детских детективов, которых в активе писателя — 28. Немногие знают, что у Владимира Сотникова есть и произведения для взрослых. Самые заметные, пожалуй, из трилогии «Покров», «Пролитая кровь» и «Фотограф». Книги объединяет один герой — деревенский мальчик, впоследствии юноша, наделенный особым даром чуткого восприятия мира.
Марина Степнова — писатель и переводчик, редактор. Особое впечатление на читателей и на критиков произвели ее романы «Хирург» и «Женщины Лазаря». «Хирург» вошел в список премии «Национальный бестселлер». А в 2012 году, благодаря книге «Женщины Лазаря» Марина Степнова стала лауреатом литературной премии «Большая книга», заняв третье место.
Анна Берсенева — состоявшийся зрелый писатель. В настоящее время издано более 25 ее романов. Жанр, к которому относятся романы Берсеневой, — современный женский любовный роман, наполненный нюансами человеческих взаимоотношений, психологически глубокий, актуальный и в то же время легкий и красивый.
Наш земляк Анатолий Омельчук — известный в России журналист, писатель, краевед, лауреат престижных премий. С 1992 года — бессменный руководитель ГТРК «Регион-Тюмень». Огромное место в его творчестве занимает писательская деятельность. Публиковаться начал с 1976 года в центральной и региональной прессе, альманахах и коллективных сборниках очеркистов. Сегодня его авторский почерк ни с кем не спутать — оригинальное мышление, лаконичный слог и не проходящий живой интерес к собеседнику, вместе с которым постигаются тайны бытия и оттаивает ранее безмолвная история Сибири.
Захар Прилепин — общественный деятель, писатель, произведения которого отмечены различными литературными премиями «Национальный бестселлер», «Русский Букер». Его называют лучшим молодым писателем современной России.