Социальные журналисты Югры прошли обучение в Москве

Любая журналистика — социальна

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре более двух тысяч некоммерческих организаций (НКО), более 12 тысяч добровольцев и несчетное число проектов, призванных сделать нашу жизнь лучше. Обо всем этом мы узнаем из средств массовой информации. СМИ являются одной из движущих сил, которые способствуют развитию гражданского общества. Социальные журналисты Югры приняли участие в конференции «ЗаЧем будущее социальной журналистики?». Подробнее об этом читайте в нашем материале.

Любая журналистика — социальна
Фото из архива редакции.

О чём нам рассказали

В Москве вторая ежегодная конференция Агентства социальной информации (АСИ) и общественного центра «Благосфера» собрала ведущих авторов и медиаэкспертов страны. От Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на учебу поехали социальные журналисты: из общественно-политической региональной газеты «Новости Югры» — Анастасия Чупрова, Центра «Открытый регион» — Ольга Смирнова, Центра гражданских и социальных инициатив Югры — Виктория Козарь. 

Участники обсудили подходы, жанры и проблемы современной социальной журналистики. В ходе мероприятия прошли мастер-классы, экспертные круглые столы и открытые дискуссии.

— На базе нашего учреждения есть благотворительный магазин, точка буккроссинга и множество других проектов, узнать о которых можно из средств массовой информации, — сообщила руководитель общественного центра «Благосфера» Наталья Каминарская. — Здесь, на конференции, НКО узнают, как представлять информацию о себе, а корреспонденты — как с нами работать. Конференция — это отличная возможность встретиться специалистам со всех регионов и посмотреть, как развивается социальная журналистика.  

Открыл конференцию журналист и телеведущий Владимир Познер. Для участников мероприятия он провел лекцию, где рассуждал на тему социальной журналистики.

— Любая журналистика — социальная. Если она не социальная, то это не журналистика, это что-то другое, — заявил Владимир Познер.

Владимир Владимирович напомнил слушателям, что понятие «журналистика» существует со времен Древнего Рима. В далекие века она была двух видов: глиняные таблички на столбах с новостями о работе сената и таблички с городскими новостями. К части названия вторых — Acta diurna populi Romani и восходит слово «журналист».

— В России журналистики не было до Петра — он привез это явление с Запада. И существовала она до падения СССР. В советское время ее осуществляла организация, которая называлась Главлит. При каждом издании был цензор, который решал, что можно писать, выпускать на радио, телевидении, — рассказал Владимир Владимирович. — Когда сегодня говорят, что у нас есть цензура, — это значит, что люди не понимают, что такое цензура. Когда начальник запрещает что-то написать или издания чего-то боятся, то это не цензура.

«Что такое журналистика?» — задается вопросом специальный гость конференции. И сам же отвечает на него, что это сообщение информации. Она должны быть точной, полной, сбалансированной, объективной и своевременной.

— Конечно, журналист не может быть на сто процентов объективным, но каждый из нас должен к этому стремиться, — заверил Владимир Познер. — Наше дело — сообщить информацию, при этом представив разные точки зрения.

На лекции Познер уточнил, что журналистика в России развита не хуже, чем в других странах. Есть страны, где ситуация гораздо сложнее. Например, в Китае журналистики не существует, а есть только мнение коммунистической партии. При этом спикер отметил, что в нашей стране очень мало журналистики и очень много пропаганды.

В качестве примера Владимир Владимирович привел ситуацию, когда люди, считая это признаком интеллигентности, говорят, что не смотрят телевизор, не читают газет, но при этом следят за новостями в Интернете. Но откуда бы мы ни получали информацию, везде имеем дело с пропагандой. Человек, который занимается пропагандой, не журналист, а пропагандист.

— Мы жертвы, полагая, что независимы в своем мышлении. На самом деле, те убеждения, которые у нас есть в отношении других стран, событий, — мы не видели, только о них слышали. Яркие примеры: наше отношение к Украине, США, Великобритании. Что мы знаем? Ничего! Это нам рассказали, — рассуждал на конференции Владимир Познер.

Неофициальная клятва

Не обошел стороной гуру СМИ и блогеров. Отметив, что социальные сети никакого отношения к журналистике не имеют.

— Да, это хорошая площадка, чтобы высказать свое мнение, что весьма демократично. Но это не журналистика, — уточнил он.

У журналиста есть обязанность — проверить информацию. Все представленные материалы в СМИ должны быть проверенными. И это главное отличие настоящих журналистов от корреспондентов из соцсетей.

К Владимиру Владимировичу часто обращаются с вопросом, почему нельзя рассказывать в СМИ больше о хорошем, нежели о плохом, как это принято. На что он заявил, если власть сделала что-то хорошее, она и сама про себя расскажет.

В Америке журналист, нашел интересное определение спикер, — цепной пес демократии. Журналист ничего не может решить, он может только лаять, обращать внимание — посмотрите, там непорядок. При этом настоящий представитель СМИ должен сообщать только правду. 

— Врач на поле боя спасает всех, не разбирая пациентов на «свой» или «не свой». А все потому, что он дал клятву. Так и у журналиста есть неофициальная клятва — сообщать правду, — уверен Владимир Познер.

При этом популярный телеведущий дал напутствие всем слушателям лекции.

— Конечно, информация должна быть своевременной, точной и объективной. Но самое главное, она должна быть интересной. Будь она неинтересной, но при этом своевременной и точной, никто ее слушать, смотреть, читать не будет, — резюмировал он.  

На Ольгу Смирнову выступление Владимира Познера произвело большое впечатление. Девушка не так давно работает журналистом, но практически сразу же ее привлекла именно социальная журналистика. 

— Она позволяет почувствовать, что своими текстами ты на самом деле делаешь что-то полезное, помогаешь людям разобраться и решить их проблемы, — поделилась впечатлениями Ольга Смирнова. — На конференцию я приехала за новыми знаниями и навыками, которые помогут мне в дальнейшем более грамотно и тактично подавать социальную информацию.

Весомая поддержка

Полный зал собрал круглый стол «Деньги и социальная журналистика». Здесь федеральные эксперты обсудили вопросы финансирования социальных СМИ.

Модератор секции, директор АСИ Елена Тополева отметила, что деньги — ресурс, который нам необходим для воплощения замыслов, проектов. О новых возможностях социальных СМИ получать поддержку рассказали эксперты. Например, печатные и интернет-издания, а также телевизионные каналы, существующие не менее года и без госучастия, могут претендовать на деньги из госбюджета. Распределением средств занимается Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

— У нас есть определенный перечень тем, одной из которых должен соответствовать заявленный проект. К примеру, это могут быть проекты, направленные на сохранение духовно-нравственных ценностей, укрепление межнациональных отношений, сохранение традиционных языков России, поддержку семьи и детства, — рассказала начальник отдела по связям с общественностью АСИ Анфиса Храмова.

По ее словам, к ним в год поступает порядка трех тысяч заявок. Поддержку получают две трети от этого числа. Средняя сумма грантов — около 750 тысяч рублей на один проект. Как уточнила Анфиса Храмова, многие ошибочно думают, что получить деньги не могут СМИ с периферии. Также социальные журналисты боятся сложностей при оформлении документации и сдаче отчетности. 

— При распределении средств приоритетная поддержка оказывается региональным СМИ, узкоспециализированным изданиям. Например, тем газетам, которые издаются на родных языках, — рассказала Анфиса Храмова.

Этот факт подтвердила журналистка из Волгограда Лидия Ковалева, которая рассказала, что ее издание существует благодаря федеральной поддержке.

— Уже три раза обращались в Агентство по печати и массовым коммуникациям.  На самом деле, система оформления заявки совсем не сложная. Отчетность тоже весьма проста. Большое вам спасибо! — поблагодарила Ковалева представителя агентства. 

Анфиса Храмова отметила, что важно качественно и тщательно прорабатывать свой проект, прежде всего, для того, чтобы не возникало трудностей при его реализации. Прием заявок осуществляется с середины января — после новогодних праздников и длится полгода. Затем собирается экспертная комиссия, которая принимает решение по распределению денежных средств. Такой совет проходит два раза в год.

Анастасия Чупрова уже более десяти лет работает в газете «Новости Югры», но даже для такого опытного корреспондента нашлись свежие лайфхаки.

— Было интересно послушать от ведущих журналистов и редакторов федеральных социальных изданий, как современные редакции могут получать деньги на свои социальные проекты, а также о том, как работать с представителями НКО и разными категориями граждан, — рассказала Анастасия Чупрова.

Социальная направленность

Некоторые СМИ могут обрести поддержку в Фонде президентских грантов. Однако тут важен опыт организации, социальная направленность проекта и аудитория, на которую рассчитан проект.

— За полтора года существования фонда к нам поступило более 35 тысяч заявок. Около ста из них — от региональных СМИ. Несколько десятков организаций получили грант, — рассказал генеральный директор Фонда президентских грантов Илья Чукалин.

Спикер отметил, если издание намеревается получить поддержку просто потому, что нет рекламодателей, то оно ее получит. Для эксперта важны социальный эффект от проекта, а также опыт социальных журналистов. Если организация решила впервые заняться социальными проектами, то вряд ли получит грант. Нужно, чтобы НКО занималась ими длительное время. Функция фонда — предоставить именно поддержку, а не дать дополнительный доход.  

Специалисты журнала «Такие дела» занимаются прямым фандрайзингом «на себя». Об этом рассказала главный редактор издания Анастасия Лотарева.

— Объяснить читателям необходимость жертвовать деньги на работу редакции сложно. Несмотря на это, существует достаточно людей, которые готовы вкладываться в системное развитие, — поделилась опытом работы Анастасия Лотарева.

О возможностях краундфандинга рассказала PR-менеджер платформы ­Planeta.Ru Наталья Игнатенко.

— Цель краундфандинга — проверка идеи на прочность. Именно эта система считается самым честным голосованием. В краундфандинге люди голосуют рублем за понравившиеся проекты. Это не экспертная комиссия, это огромное количество людей, которым дается возможность поучаствовать в проекте, — поведала эксперт. — В этом смысле проголосовать рублем значительно сложнее, чем поставить «лайк» или поучаствовать в социологическом опросе.

Эксперт отметила, что краудфандинг взаимовыгоден, в выигрыше оказываются все участники процесса. Но не любой сбор денег в интернете — это краудфандинг. У краудфандингового проекта должна быть цель, временной и финансовый ценз.

Целями типичных краудфандинговых кампаний СМИ могут быть запуск журналистского проекта или его развитие, сборы средств на продолжение работ, на отдельный проект редакций или печать тиража издания, закупка оборудования.

Вдохновение

К сожалению, такая учеба, как конференция, в жизни региональных журналистов случается не часто. Но, тем не менее, руководители подведомственных организаций окружного правительства не упускают возможности обучить своих сотрудников новым веяниям.

— В Югре большинство журналистов — «многостаночники». К сожалению, такова специ­фика у наших региональных, муниципальных корреспондентов. Именно поэтому мы были рады отправить на конференцию нашего специалиста Ольгу Смирнову. Она уже имела опыт работы с Агентством социальной информации, и социальная тема ей ближе всего, — сообщила заместитель директора Центра «Открытый регион — Югра» Ольга Межлумян.

По словам нашей собеседницы, специалистам любой творческой профессии требуется вдохновение, а такое мероприятие, как конференция, дает возможность получить свежие идеи, новый толчок для развития в той или иной сфере журналистики.

Ольга Межлумян отметила, что в Югре также проходит обучение журналистов. В качестве примера — семинар по межнациональной тематике для журналистов, который прошел недавно в окружной столице в рамках форума «Югра многонациональная».

Солидарен с Межлумян в вопросе значимости развития социальной журналистики в Югре и руководитель Центра гражданских и социальных инициатив Югры Яков Самохвалов.

— У большинства социальных проектов и в деятельности социально ориентированных организаций — нематериальный результат работы, который очень сложно измерить. Для этого есть узкая специализация — эксперты в области оценки социальной политики. Это направление начинает развиваться, и было бы хорошо, чтобы журналистское сообщество уделяло этому особое внимание, — прокомментировал Яков Андреевич.  

По его мнению, журналистам стоит подавать социальные материалы не с точки зрения работы государственной власти, а с точки зрения освещения социальной активности.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру