В детском технопарке «Кванториум» Нефтеюганска прошли соревнования по робототехнике

Бились за «Потерянные цифры»

25.12.2018 в 09:00, просмотров: 153

— Ой, он сворачивает не туда!

— Нужен другой блок!

–А-а-а-а, доехал до базы!

По-научному оживленно в нефте­юганском детском технопарке «Кванториум» прошел робототехнический турнир «Потерянные цифры». Участники программировали «мозг» роботов на самые разные задачи. Причем учились делать это командой.

В детском технопарке «Кванториум» Нефтеюганска прошли соревнования по робототехнике
vk.com/kvant86

С утра в технопарк «Кванториум» пришли пять команд с полным боевым арсеналом для роботобитвы. Портативные компьютеры, сетевые фильтры, программные диски, зарядные устройства, батарейки и куча деталей конструктора. Возраст участников — от 10 до 14 лет. Это ребята из технопарка, Дома детского творчества и общеобразовательных школ.

Короткое, в духе программистов, приветствие организаторов. И все приступают к первому этапу соревнований — традиционной «Разминке». Тут индивидуальный зачет. Кто умеет правильно выражать свои мысли, тот и получает баллы. Правда, идут они все равно в копилку команды.

— Этот этап на знание программного обеспечения конструктора. Чтобы они записали названия блоков в программном обеспечении, их предназначение, правильно их назвали — все блоки, датчики, моторы и так далее. Какую цель мы преследовали этим заданием? Чтобы они умели правильно излагать мысли, составляли предложения по теме. За десять минут нужно выполнить три задания, и что удивительно — стоит идеальная тишина, что очень редко бывает на робототехнических соревнованиях, — смеется педагог по робототехнике нефте­юганского технопарка «Кванториум» Анастасия Попова.

Подсаживаемся к участнику команды «Олимпы» Артему Мухамадиеву. Юный робототехник уже записал все ответы на вопросы «Разминки» и уверен, что правильно. Задаем каверзный свой: «Что бы ты хотел сконструировать–запрограммировать, когда вырастешь?».

— Искусственный интеллект! Это же круто. Он сможет выполнять многие задачи человека. Будет помогать в медицине, совершать достижения в науке. Его можно отправить на ракете в космос, в конце концов, — ответил участник.

Судьи подсчитывают результаты первого этапа, а ребята достают свои конструкторы для второго. Он называется «РобоСпринт». Роботу каждой команды необходимо доставить максимальное количество кубиков в зону старта за 120 секунд. При этом робот должен двигаться по черной линии и одновременно перевозить только один кубик. За каждый начисляется один балл. Если потеряли деталь в ходе заезда, начисляется штраф — 0,5 балла. Организаторы не слишком суровы, каждой команде даются две попытки на выполнение задания. В зачет пойдет лучший вариант.

— Они везут по одному кубику и, соответственно, их действия должны повторяться из раза в раз четко. Это у роботов не всегда получается. Роботы вообще имеют свойство вести себя отвратительно. Поэтому нужно правильно запрограммировать, найти какой-то компромисс, правильную программу, чтобы исполнить этот шестиразовый цикл. Такие соревнования нужны, чтобы ребята проверили себя в знании робототехники, научились работать в команде, — рассказывает судья соревнований Константин Платонов.

Пока ребята программируют, интересуемся у педагога по робототехнике, насколько востребованы эти занятия у детей. По мнению Анастасии Поповой, чем раньше ребенок начинает заниматься конструированием роботов, тем лучше. Мозг быстрее перестраивается на логическое и пространственное мышление. Поэтому в «Кванториуме» на этом направлении учатся не только подростки.

— В стартовой группе у нас занимаются самые маленькие — ученики начальных классов. Мы изучаем простые механизмы. Это — зубчатые передачи с повышением и уменьшением скорости, кулачковый и храповый механизмы, ременную передачу. Потом уже переходим к тому, как сконструировать модель, чтобы на ней смогли держаться моторы с микроконтроллером. Изначально разрабатываем механическую часть, потом начинаем внедрять микроконтроллер. Разбираемся, что такое моторы, что такое датчики, чем отличается робот от обычной машины — и начинаем потихонечку программировать наши модели, — объясняет Анастасия Попова.

Возле поля, где роботы собирают кубики, раздаются ликующие возгласы, если робот успешно довозит кубик. И разочарованные вздохи, если роняет. Второй этап сразу показал, кто на что способен. Разрыв между лидирующей командой и остальными — почти десять баллов. Но расстраиваться некогда. Организаторы дают старт третьему, самому сложному этапу.

«Потерянные цифры» — команде предстоит создать и запрограммировать робота, способного подсчитать количество кубиков в отведенной зоне и найти правильный выход. Условия: робот должен быть полностью автономным, содержать максимум три мотора и четыре датчика. На столе возле поля ставят куб — 25 × 25 сантиметров. Им будут накрывать роботов перед стартом. Если не входит, вынужден будет сойти с дистанции. Работа в командах закипела. Участники собирают, пробуют…

— Давай загружай!

— Ой, ты только хуже сделал!

— Нет, давай так!

— Все, готово, пошли!

— Жжжжжж… — гудит во время работы робот, но едет не туда.

— Так, надо, чтобы он немножко поменьше проехал…

— Он должен остановиться на пятерке!

А вот у команды «Ц.Р.Б.» из Дома детского творчества пока все получается. Одиннадцатилетний Давид Иштыбаев поделился — в планах создать обучающего робота и придумать тостер, который будет сам нарезать хлеб. А пока надо учиться основам.

— Мы сейчас участвуем в третьем этапе, идут сборка и программирование. Робот должен переехать из базы к кубикам, покрутиться, посчитать их количество и, глядя на это количество, приехать в ту базу, которая подписана этим числом. Задание сложное для нас, и времени дано тоже мало, но все же его можно решить. Если все продумать. Что дают соревнования? Опыт, навыки. Исправить свои ошибки, подумать над ними, усовершенствовать своих роботов и вообще повысить опыт в робототехнике, — делится своими соображениями Давид Иштыбаев.

— В третьем задании подключается математика: им нужно посчитать, выполнить логические исчисления, чтобы робот умел запоминать. Он должен посчитать: кубик 1, кубик 2 — когда видит, он должен к единице прибавить единицу, у него получается «два» и так далее. Потом считать всю эту информацию опять же со своего компьютера, из своей памяти и отправиться в правильный путь на нужную базу, — добавляет судья соревнований Константин Платонов.

Отметим, что соревнования по робототехнике проходят в нефтеюганском технопарке «Кванториум» несколько раз в год. Они приурочены ко Дню робототехники, Дню космонавтики, началу учебного года, дню рождения «Кванториума». А уже в начале 2019-го ребята поедут на региональный этап знаменитого «Робофеста».

— Региональный этап пройдет в Пойковском. Будем собирать роботов, но там нужны модели намного сложнее. В нашей категории задача — робот должен прошагать, именно прошагать, по линии. Шагающие роботы сейчас очень актуальны. По меткам, следуя определенной цветовой последовательности, он должен понять, в какую из ячеек нужно зайти, и дойти до финиша, — рассказал Давид.

А пока по радостным возгласам возле соревновательного поля понятно — нефтеюганские «Потерянные цифры» удались. По итогам всех трех этапов победила команда «Олимпы» из «Кванториума», на втором — «Кванторики» также из технопарка, на третьем — команда Дома детского творчества «Ц.Р.Б».