В Югре родителей обучают воспитанию детей

«Меня обижают в школе». Эту фразу можно часто услышать от детей

18.12.2019 в 09:00, просмотров: 1062

«Меня обижают в школе». Эту фразу можно часто услышать от детей. Что сделает адекватный родитель? Расспросит ребенка и направится к классному руководителю разобраться в ситуации и найти причины подобных детских конфликтов.

В Югре родителей обучают воспитанию детей
Каждый год в ноябре профессиональное сообщество педагогов Ханты-Мансийска отмечает Международный день логопеда. В этом году логопеды и дефектологи собрались в школе №4, чтобы поделиться личными профессиональными наработками на ярмарке методических идей

В Югре действует региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей». Его главная цель — сделать родителей более компетентными в вопросах воспитания своих детей. 20 миллионов услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям и законным представителям детей, а также тем, кто желает принять на воспитание ребенка, должны оказать в округе до 2024 года. Много это или мало, покажет время, а пока, если есть проблемы, надо их решать — и такие возможности в округе есть.

Зачем в школе логопед

Справка МК Наталья Комарова, губернатор Югры:

— Важно, чтобы ребенок был готов к школе не только с точки зрения образования, но и психологически, чтобы не разочаровался в последующем в системе образования. Для нас важен каждый.

Сегодня в Югре работают почти 20 школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. К тому же в обычных детсадах и школах, которые теперь обязаны принимать и учить особенных детей, в штате всегда есть педагоги-дефектологи и логопеды. Также во многих муниципальных образованиях есть центры диагностики и консультирования, там тоже могут помочь ребенку в случае необходимости.

Сейчас дети начинают говорить поздно, считают логопеды. А это приводит к проблемам в школе. Ребенку трудно учиться, страдает успеваемость и падает самооценка.

— Логопедические проблемы современных детей значительно отличаются от тех, которые наблюдались у детей 70–80 годов прошлого столетия, — отмечает учитель-логопед Ольга Корытько. — Раньше ребенок неправильно произносил один или два звука, работа с этим дефектом занимала до полугода, и, как правило, этого было достаточно. Сейчас проблемы переросли в сложные структурные речевые нарушения, поэтому профессии учителей логопедов и дефектологов очень актуальны и востребованы в современном мире. По данным комплексного обследования детей в рамках территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Ханты-Мансийска, сейчас выявляется более 50 процентов детей с речевыми расстройствами.

Про манную крупу и конфеты

Кроме повышения квалификации, постоянного очного и дистанционного обучения, педагоги-дефектологи в Ханты-Мансийске встречаются раз в год в День логопеда и рассказывают о своих наработках, новых методических идеях.  

По мнению специалистов, у многих современных первоклассников часто встречаются дисграфия и дислексия. Дети переворачивают на письме буквы, потому что долгое время неправильно произносили звуки. Как помочь ребенку? Использовать вместо модных тетрадей-тренажеров для письма, где требуется лишь вставить пропущенные буквы или слова, прописи советского образца или обычные тетради в косую линейку. Или различные игровые наборы, которые можно сделать самостоятельно. Подобным примером поделилась с коллегами на ярмарке методических идей логопед школы №3 г. Ханты-Мансийска Анастасия Кареба.

Справка МК

Всего в Югре благодаря региональному национальному проекту «Поддержка семей, имеющих детей» в 2019 году должно быть оказано не менее 18 тысяч услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям. На эти цели выделено 3 млн рублей, на следующий год эту сумму увеличат еще на один миллион рублей.

— Моим ученикам пришлось по душе мое методическое изобретение. Дно коробки из-под конфет я обклеиваю черной бумагой, насыпаю манку и импровизированный экран для написания букв готов, — рассказала она.

Интересный опыт работы с учениками-аутистами был представлен учителем-дефектологом школы №2 Валентиной Москвиной. Она поделилась методическими приемами сказкотерапии в работе с особым ребенком.

— Обычная русская народная сказка «Репка» может творить чудеса, — говорит она. — Ребенок, который не мог связать двух слов, за полгода научился рассказывать сказки, причем делает он это артистично и абсолютно никого не стесняется.

Среди основных причин отклонений в речевом развитии детей специалисты выделяют заболевания матери во время беременности, травмы, патологические роды, курение во время беременности, употребление алкоголя, наследственную предрасположенность, а также заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни, травмы и ушибы головного мозга и другие. Существуют и внешние причины нарушений речи. Для нормального речевого развития ребенка общение, прежде всего, с родителями, должно быть значимым, проходить на положительном эмоциональном фоне и побуждать к ответу. В большинстве современных семей на прямое общение с ребенком уделяется очень мало времени.

Кто сильнее, или Правило золотой середины

В Сургуте правоохранительными органами проводится проверка по факту избиения 15-летней девочки группой сверстниц. Заявление в полицию написала мать пострадавшей. Обидчицы дважды избили ее дочь, сняли видео и выложили ролик в Сеть. По словам мамы, компания этих подростков несколько раз приходила по ночам к их квартире, они с криками стучали в дверь и требовали денег.

К сожалению, подобные случаи сейчас не редкость. Психологи часто анализируют причины такого поведения. Как правило, для консультации обращаются жертвы, агрессоры — реже. Виктимное поведение — распространенный термин в криминалистике и психологии. Это поведение жертвы, которая якобы сама «напросилась». Такие дети доверчивы, поддаются влиянию, их легко запугать, они часто становятся жертвами буллинга — травли и издевательств с целью запугать и подчинить себе. Виктимы — дети, нередко имеющие особенности внешности, поведения, отличаются частыми простудными заболеваниями, плохой успеваемостью. Чтобы предотвратить подобные явления, требуется определенная квалификация у руководства и педагогов образовательных учреждений.

На семинарах в Ханты-Мансийском центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи педагогов и психологов знакомят с различными теоретическими материалами, практическими играми и упражнениями, которые позволяют воспитать у детей и подростков уверенность в себе и правильное поведение в той или иной конфликтной ситуации. Специалистов учат, как помочь детям не стать жертвой или агрессором.

— Мы рассказываем педагогам и психологам об особенностях работы с этой проблемой, как правильно проводить диагностику, какие материалы, тесты и программы нужно использовать, — рассказала директор Ханты-Мансийского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Ирина Бондарева. — В первую очередь, необходимо работать с родителями. Изначально поведение ребенка, как агрессора, так и склонного быть подвергнутым ситуации насилия, закладывается в семье. Например, любой родитель, желая видеть своего ребенка воспитанным, должен соблюдать правило золотой середины. Если перегибать палку в нотациях и требованиях дисциплины, то дети, сталкиваясь с конфликтной ситуацией, просто не могут с ней справиться и замыкаются. Есть и обратная реакция — ребенок, долго терпевший жесткое отношение родных, вскоре сам подсознательно начнет проявлять агрессию.

Наши дети умеют пользоваться современными гаджетами, освоили многие информационные технологии и часто допускают оскорбления и нецензурную лексику, провоцируя конфликты. Для того чтобы этого не происходило, со стороны родителей и педагогов должна проводиться работа по обучению культуре общения не только в реальной жизни, но и в Интернете.

«Каждый важен»

Всероссийская антибуллинговая программа под таким названием стартовала в стране в конце ноября. Ее запустили в апреле 2019 года по инициативе Общероссийского профсоюза образования и Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности. С марта по октябрь программа проходила апробацию, в которой приняли участие школьники Москвы и Республики Башкортостан, а также педагоги из 37 регионов России. В ноябре Российская академия образования положительно оценила работу антибуллинговой программы. Педагоги-эксперты отметили, что в обществе не хватает знаний в области причин и методов профилактики буллинга, и они сами иногда ощущают дефицит подобной информации. В программу входит серия занятий для школьников и педагогов в области профилактики травли детей.

Начиная с ноября школьники могут бесплатно посещать тренинги «Каждый важен» в Центре толерантности. Педагоги также могут оставить заявку на прохождение программы повышения квалификации и после очного обучения проводить серию антибуллинговых занятий самостоятельно. Регистрация открыта на сайте www.tolerancecenter.ru.