Идём на восток
— Нефтяники — это и водители, и строители, и буровики, и многие другие. К добыче нефти в Восточной Сибири причастны семь с половиной тысяч человек. Мы все — звенья одной цепи, и результат в равной мере зависит от каждого из нас, — с теплом отзывается о родном коллективе начальник НГДУ «Талаканнефть» Василий Парфирьев.
Собирать команду буквально по крупицам Василий Анатольевич начал еще в 2004 году. Откликнулись энтузиасты своего дела, ведь тогда в Восточной Сибири в прямом смысле не было практически ничего.
— Сургутнефтегаз, по сути, стал пионером в движении на восток всех нефте- и газодобывающих предприятий. Решение об освоении нового огромного региона многие приняли с пессимизмом, а мы начали активно работать. Все задавали вопросы, ответа на которые не было в то время ни у меня, ни у кого-то еще, — вспоминает Василий Анатольевич.
Главное богатство компании — люди, именно благодаря их упорству и трудолюбию Сургутнефтегаз прирастает новыми достижениями. Вот и в новое управление пришли специалисты, преданные нефтяному делу, впитавшие заветы первопроходцев Западной Сибири. Они бросили вызов суровой природе, окружающим скептикам и самим себе.
— Не было права на ошибку, мы должны были выйти и сделать все на отлично. Нас вели Владимир Леонидович Богданов, Николай Яковлевич Медведев, Николай Иванович Матвеев, Анатолий Сергеевич Нуряев, Сергей Васильевич Савенков. Эти руководители мудро направили молодой задор в нужное русло, — с благодарностью отмечает Василий Парфирьев.
Первые специалисты прибыли на Витимский берег в 2004 году. Жили буквально в тайге, в неотапливаемых вагончиках, без горячей воды. До ближайшего поселка около сотни километров бездорожья, а от месторождения до ближайшего города Мирного добраться можно было только вертолетом. Вместо земли и песка — кругом глина, тогда казалось, что строительство в таких условиях невозможно, но сложности только вдохновили наших героев на поиск новых решений. Нефтяники создали мощную производственную инфраструктуру, проложили бетонные дороги, построили причал для приема грузовых судов, за короткое время превратили медвежий край в новый промышленный центр.
— Мы готовили планы освоения территории на пять лет, на десять лет, но реализовали их в кратчайшие сроки. Нам не верили, что здесь будет аэропорт, а мы построили, теперь у нас самолеты, много рейсов, все по расписанию. Планировали только пять общежитий на пятьсот человек, а обустроили вахтовый поселок на три с половиной тысячи человек. Выходили на три месторождения, сейчас у нас в эксплуатации — семь. Рассчитывали, что максимальный пик добычи будет на уровне 3–4 миллионов тонн нефти в год, сегодня добываем 10,5 миллиона тонн! Все это сделали люди, их вера, знания и опыт, — с гордостью рассказывает Василий Парфирьев.
Сургутнефтегаз взял на себя социальные обязательства и с честью их выполняет. Талакан опоясали линии электропередачи, межпоселковые и внутрипромысловые дороги, построены мосты. В Витиме появились капитальные жилые дома, школа и детский сад. Аэропорт, возведенный с нуля сургутскими нефтяниками, сегодня важный логистический центр, в том числе и для специалистов других компаний и, конечно, местных жителей. Многие взрослые и дети впервые полетели на самолете, смогли побывать на море, отправиться в путешествие. В эти места стали возвращаться люди, которые когда-то уехали из родного дома в поисках лучшей жизни.
— Предприятия, работавшие до нас, действовали грубо и по отношению к людям, и по отношению к природе. Поначалу и нам не верили, но мы сумели выстроить с местной администрацией, с жителями крепкие, партнерские отношения, — замечает Василий Парфирьев.
Забота об экологии
Сургутнефтегаз по праву называют экологически ответственной компанией, применяющей самые современные природоохранные технологии. На Талаканском месторождении обеспечивается 99% полезного использования попутного нефтяного газа, основной объем идет на нужды собственной энергетической системы.
— У нас закрытая система электроснабжения, извне электричество не поступает, вырабатывается на собственной газотурбинной станции, которая находится непосредственно на месторождении. Это позволяет кратно сократить объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Газ, который мы не можем утилизировать с целью получения электроэнергии, применяем для поддержания пластового давления, — поясняет Василий Парфирьев и добавляет: — Заботимся даже о мелочах. Например, применяем солнечные батареи для нагрева воды в общежитиях.
Компания обеспечивает экологическую безопасность нефтепромысловых объектов и оборудования в Восточной Сибири, строит трубопроводы с внутренним полимерным покрытием повышенной коррозионной стойкости. Сургутнефтегаз регулярно проводит учения по ликвидации аварийных разливов нефти с приглашением представителей надзорных ведомств, органов власти и общественников. За все время работы в Якутии компания не загрязнила ни одного квадратного метра грунта.
Особая порода
Лицензию на разработку лицензионного участка в Восточной Сибири Сургутнефтегаз получил в 2004 году. На тот момент попытки промышленного освоения территории были предприняты другими компаниями. Многие эксперты тогда заявляли, что месторождения очень трудные, и не рекомендовали вкладываться в новое дело.
— Специалисты Центральной комиссии Роснедр по разработке месторождений полезных ископаемых до сих пор указывают на сложное геологическое строение наших участков, хотя и получен отличный результат, — отмечает главный геолог — заместитель начальника НГДУ «Талаканнефть» Александр Карлов.
К сложностям, насторожившим профессионалов, можно отнести расчлененные нефтеносные пласты, засоленность нефти, низкое давление и экстремальные температуры, из-за которых даже грунтовые воды похожи на кисель.
— На первом этапе, еще в первый год создания НГДУ, пытались найти месторождения со схожими сложностями, но в мировой практике были только разрозненные осложнения. Состоялся даже большой семинар с компанией «Шлюмберже», специалисты которой посоветовали нам не брать в разработку месторождение с таким набором сложностей. Тем не менее мы подобрали ключи, нашли новые технологии и методы. Хотя месторождение находится на растущей добыче, но каждый год приносит новые сюрпризы, поэтому необходимо оперативно отвечать на вызовы, и это очень интересно, очередной стимул для дальнейшей работы, — говорит главный инженер НГДУ «Талаканнефть» Виталий Быков.
Опыт наработан внушительный. Первые скважины на Талакане бурились более месяца, сейчас буровики справляются за 12–17 дней.
— На достигнутом останавливаться не собираемся. К добыче полезных ископаемых нужно подходить разумно, это невозобновляемые ресурсы. Создана надежная база для сбережения природных богатств региона. Наша задача — получить как можно больше из извлекаемых геологических запасов. Нам важно эксплуатировать месторождение десятилетиями, постоянно вводя новые технологии, повышая коэффициент нефтеотдачи. Мы нацелены не только на достижение высоких производственных показателей и отличный финансовый результат, но и на дальнейшее устойчивое развитие Восточной Сибири. Мы готовим себе смену с заботой о будущих поколениях, — делится планами Василий Парфирьев.