МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Югра

В Сургутнефтегазе прошли учения по ликвидации нефтеразлива

Устранить за четыре часа

На прошлой неделе в НГДУ «Комсомольскнефть» ОАО «Сургут­нефтегаз» прошли комплексные учения по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов на водной поверхности. Корреспондент «МК»-Югра» побывал на учениях спасателей-нефтяников и увидел, насколько быстро они могут справиться с чрезвычайными ситуациями.

Фото Сергея Балашова.

Оградить опасный участок

По легенде учений экипажем отдела экономической безопасности предприятия был обнаружен разлив водонефтяной эмульсии на площади порядка 130 квадратных метров, возникший в результате несанкционированной врезки в нефтепровод. Инцидент произошел в районе куста скважин №12 комплексного цеха по добыче нефти и газа Родникового месторождения, в результате чего возникла угроза загрязнения ближайшего озера.

По команде члены нештатного аварийно-спасательного формирования — АСФ(Н) — начинают раскладывать длинные шланги возле озера. Чуть позже выясняется, что спасатели выкладывают не пожарные шланги, как могло показаться со стороны, а боновые ограждения. Их быстро накачивают воздухом, цепляют к лодкам и спускают в озеро.

Четыре года назад ОАО «Сургутнефтегаз» избавилось от исторического наследия в виде нефтезагрязненных земель, и теперь работы по рекультивации ведутся на вновь возникших участках. В 2016 году на промыслах акционерного общества произошло девять случаев загрязнения, общая площадь пострадавшей земли составила 2,52 гектара. Они в полном объеме рекультивированы.

Боновые ограждения помогают взять в кольцо условное место загрязнения поверхности озера. К локализованному участку тут же подплывают катер «Vikoma Ranger» и плавучая платформа «Truxor DM». Спасатели спускают на загрязненный участок нефтесборщик-скиммер «Komara 20».

Не причинить вреда природе даже во время учений

Как известно, при разливах нефть не опускается на дно водоемов и рек, а продолжительное время находится на поверхности, образуя пленку, которая перекрывает кислород, так необходимый для жизнедеятельности водных организмов. Задача нефтяников — как можно быстрее ликвидировать нефтеразлив, чтобы минимизировать ущерб местной акватории.

— Во время учений, конечно, никакого разлива мы не имитируем, — объясняет детали проведения учений Любовь Малышкина, начальник управления экологической безопасности и природопользования ОАО «Сургутнефтегаз». — Знаю, что иногда проводят учения с растительным маслом, чтобы была пленка на поверхности воды, но мы этого не делаем. Попадание на воду любой инородной жидкости, даже масла, — это изменение кислородного режима водоема. Поэтому мы себе этого не позволяем. Просто условно обозначается место пятна, которое и обрабатывается. Во всем остальном учения максимально приближены к настоящим ситуациям.

Тем временем спасатели уже вовсю устраняют последствия «нефтеразлива». Над водой возвышаются головки нефтесборщиков «Komara 20».

Универсальные лодки и плавучие платформы позволяют установить скиммеры в самый центр нефтяного пятна. Если у катера большая осадка, то у катамарана, который применяется в таких случаях, наоборот, очень низкая, он может проплыть даже в местах глубиной всего 40 сантиметров.

Нефтесборщик «Komara 20» с замет­ным шумом заработал. Этот скиммер является уникальным устройством, в котором свыше десяти тысяч различных деталей.

— На скиммере установлены олеофильные диски (имеют поверхность, притягивающую нефть и отталкивающую воду. — Прим. «МК»-Югра».), — объясняет журналистам принцип работы нефтесборщика Любовь Альфредовна. — При вращении дисков щеточки снимают нефть, которую затем по трубам откачивают в емкости, расположенные наверху.

На весь процесс по локализации нефтеразлива отводится не более четырех часов. За это время нужно успеть составить карту несанкционированной врезки и выполнить все регламентные мероприятия, информация о которых направляется в режиме реального времени в Центральную инженерно-техническую службу акционерного общества.

На ликвидацию разливов на суше отводится шесть часов.

МЧС тоже в деле

Чрезвычайная ситуация, такая как нефтеразлив, может привести к разным последствиям, к примеру, возгораниям. И тогда на помощь к спасателям-нефтяникам приходят их коллеги из МЧС.

— Мы совместно принимаем участие в работе по ликвидации последствий аварии, — рассказывает о взаимодействии с нефтяниками Юрий Смотров, начальник Федоровского гарнизона пожарной охраны. — Если спасатели Сургутнефтегаза работают на воде, проводят сбор нефти, то мы дежурим на суше. И в случае возможного возгорания всегда готовы незамедлительно приступить к тушению, чтобы пожар не ушел в лес. Поэтому у нас здесь находятся две автоцистерны и 16 человек личного состава.

В комплексных учениях приняли участие 57 работников акционерного общества, в том числе 16 человек — аттестованные спасатели, представляющие аварийно-спасательное звено НГДУ «Комсомольскнефть».

При реальной чрезвычайной ситуации со спасателями срочно связываются представители Единой дежурно-диспетчерской службы. Если даже нет возгорания, подразделение МЧС все равно дежурит на месте до полного устранения последствий. То же самое касается и учений.

— Мы готовы в любую секунду приступить к работе. Все как в реальной чрезвычайной ситуации, ничего показного у нас нет, — добавляет Юрий Викторович. — Хочу отметить, что Сургутнефтегаз работает добросовестно. И у них чрезвычайных ситуаций, которые влекут за собой какие-то осложнения, не бывает. Коллектив работает слаженно, устраняет замечания, соблюдаются правила охраны труда. Конечно, случались возгорания. Мы оперативно все тушили, а дальнейшую работу проводили уже непосредственно спасатели Сургутнефтегаза.

Главное — кадры и техника

Нештатное аварийно-спасательное формирование ОАО «Сургутнефтегаз» состоит из восьми звеньев, которые базируются в структурных подразделениях компании. Штатная численность составляет 115 человек, все они регулярно проходят соответствующую аттестацию. Ежегодные учения проходят во всех звеньях АСФ(Н). Раз в несколько лет проводятся межзвеньевые учения, в которых принимают участие свыше 100 спасателей и привлекается большое количество техники.

Парк оборудования, предназначенного для ликвидации нефтеразливов, тоже впечатляет. 129 нефтесборщиков-скиммеров, 4 катера-нефтесборщика, 6 мелководных тримаранов, 136 автономных перекачивающих насосов — вот лишь часть того, чем располагают спасатели-нефтяники.

— Недавно закупили многофункциональную плавающую платформу «Truxor DM» и навесное оборудование к ней, которое ранее не выпускалось, — делится последними новостями Виталий Афанасьев, руководитель группы по ликвидации разливов нефти, рекультивации земель отдела экологической безопасности управления экологической безопасности и природопользования ОАО«Сургутнефтегаз». — А вообще у нас каждое звено хорошо укомплектовано оборудованием. Мы в постоянном контакте с производителем, сообщаем, что нам нужно, что можно модернизировать. Нам идут навстречу, под наши запросы всегда подстраиваются.

Первопроходцы в ликвидации нефтеразливов

В марте 1997 года в Сургутнефтегазе случилась авария, при которой нефть попала в реку Черную. Эта речка впадает в водохранилище, откуда забирает воду Сургутская ГРЭС. Проникновение нефти в водохранилище станции спровоцировало бы чрезвычайную ситуацию не то что городского, а регионального масштаба. 

К счастью, в акционерном обществе на то время уже более двух лет имелась техника для устранения последствий разливов. Шесть скиммеров помогли справиться с инцидентом.

— Оборудование, закупленное еще в начале 1995 года, нас тогда по-настоящему спасло, — вспоминает Любовь Альфредовна. — Современные скиммеры уже поменьше, попроще и вместе с тем производительнее. Наша компания была первопроходцем в организации работы нештатных аварийно-спасательных формирований. Но мы прошли этот большой путь и продолжаем развиваться в этом направлении.

Воровство осложняет жизнь

Представители Сургутнефтегаза признаются, что 20–25 лет назад о несанкционированных врезках в нефтепроводы слышали только в новостных передачах. Тогда такое происходило лишь на европейской части страны. Но в последние годы ситуация поменялась в обратную сторону.

— К сожалению, сейчас участились подобные случаи. Фиксируется по нескольку эпизодов в год, и почти все они могут привести к разливам нефти. Злоумышленники действуют хищнически, им все равно, что остается после них, — констатирует начальник управления экологической безопасности и природопользования ОАО «Сургут­нефтегаз».

— При этом уменьшилось количество техногенных случаев, сейчас практически исключены порывы, например, из-за работы экскаваторов или наездов на трубопроводы спецтехники. Несанкционированные врезки обнаруживать все труднее. Но мы стараемся защититься от действия воров: оснащаемся современным оборудованием, таким как металлоискатели, шумовые детекторы. Ну и, конечно, укрепляем наши службы, — резюмирует Любовь Малышкина.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах